Магазины беспошлинной торговли боятся остаться без алкогольной продукции, которая обеспечивает им до 40% выручки. Операторы duty free уведомили Федеральную антимонопольную службу (ФАС) о проблемах при получении новых лицензий на хранение алкоголя, пишет в пятницу "Коммерсант".
Нынешние требования Росалкогольрегулирования (РАР) к складским помещениям операторов duty free не учитывают специфику бизнеса компаний на режимных объектах - аэропортах, морских вокзалах, международных автомобильных пунктах пропуска. В частности, склады должны быть "изолированы от служебных, подсобных и иных помещений капитальными стенами либо временными строительными конструкциями (перегородками) высотой от пола до потолка складского помещения". В Ассоциации операторов беспошлинной торговли (БОРТ) отмечают, что оператор duty free не имеет права осуществлять такую перепланировку под угрозой не только расторжения договора аренды, но и уголовного преследования. Таким образом, операторы "заранее и преднамеренно ставятся в положение невозможности получения лицензии, а значит, либо потери бизнеса, либо необходимости "решения вопроса за деньги", подчеркивается в письме.
БОРТ предлагает вывести магазины беспошлинной торговли из-под действия некоторых невыполнимых норм. В ФАС подтвердили, что недавно обращение рассматривалось на экспертном совете, но решения пока нет.
В России работает более 25 крупных операторов беспошлинной торговли, лидеры - "Аэроферст", Heinemann и Dufry, они обеспечивают продукцией или управляют примерно 150 магазинами duty free. Специалисты оценивают их совокупный оборот примерно в 1 млрд долларов. По данным холдинга "Русский стандарт", через канал duty free он реализует около 4% своей продукции в год.
Как считает председатель комиссии по развитию беспошлинной торговли и торговли на транспорте "Опоры России" Сергей Выходцев, из-за невозможности получить лицензию на хранение алкоголя может закрыться около трети магазинов duty free. Источник в БОРТ говорит, что несколько операторов уже были вынуждены свернуть продажу алкоголя. Среди них - компания "Аэротрейдсервис", у которой есть склады в московских "Домодедово" и "Шереметьево", а также в аэропортах Самары и Архангельска. По данным сайта РАР, все семь оптовых лицензий этой компании истекли 29 марта, ни одна не была продлена. По словам собеседника издания в БОРТ, у многих операторов лицензии истекают только в 2012 году.
Впрочем, позднее в "Аэротрейдсервис" сообщили, что не сворачивали продажи алкоголя в своих розничных магазинах на территории России. Также компания утверждает, что не состоит в ассоциации БОРТ.
Гендиректор "Трэвел Ритейл Санкт-Петербург" (управляет магазинами duty free в петербургском аэропорту "Пулково") Александр Боровиков отметил, что в магазинах беспошлинной торговли на продажи алкоголя обычно приходится до 40% оборота, столько же - на продажу парфюмерии, остальное - на кондитерские изделия, аксессуары и прочее.
Гендиректор аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев считает, что для магазинов duty free, лишившихся возможности продавать алкоголь, должны быть пересмотрены договоры аренды с управляющими компаниями аэропортов, так как сейчас большинство операторов кроме фиксированной арендной ставки платят процент с оборота.
Между тем в пресс-службе РАР отметили, что исключают ситуацию, при которой на кого-то из участников алкогольного рынка распространяются нормы, а на кого-то - нет, так как правила для всех одни.