"Новый пакт Путин-Шредер мне не нравится", – сказал президент Польши Александр Квасьневский с явным намеком на пакт Молотова-Риббентропа 1939 года
Архив NEWSru.ru
"Новый пакт Путин-Шредер мне не нравится", – сказал президент Польши Александр Квасьневский с явным намеком на пакт Молотова-Риббентропа 1939 года Газопровод, ставший последним достижением промышленного альянса между Москвой и Берлином, "проходит над головами поляков, и это плохое решение, в том числе с точки зрения Европейского cоюза
ВСЕ ФОТО
 
 
 
"Новый пакт Путин-Шредер мне не нравится", – сказал президент Польши Александр Квасьневский с явным намеком на пакт Молотова-Риббентропа 1939 года
Архив NEWSru.ru
 
 
 
Газопровод, ставший последним достижением промышленного альянса между Москвой и Берлином, "проходит над головами поляков, и это плохое решение, в том числе с точки зрения Европейского cоюза
Архив NEWSru.ru
 
 
 
Если "Газпрому" не удастся укрепиться на новых рынках, то труба, рассчитанная на прокачку 55 млрд кубометров в год, может остаться незаполненной
Архив NEWSru.ru

Российско-немецким Северо-Европейским газопроводом, соглашение по которому было подписано накануне, больше всего недовольна Польша. "Новый пакт Путин-Шредер мне не нравится", – сказал президент Польши Александр Квасьневский с явным намеком на пакт Молотова-Риббентропа 1939 года.

Газопровод, ставший последним достижением промышленного альянса между Москвой и Берлином, "проходит над головами поляков, и это плохое решение, в том числе с точки зрения Европейского cоюза", – уверен он.

Москва, еще в период разработки проекта, не сомневалась в том, где следует прокладывать ветку нового газопровода, который соединит российскую сеть с Северной Европой: он проляжет по дну Балтийского моря. Таким образом будут предотвращены сложности, связанные с транзитом через такие нестабильные страны, как Украина и Польша, и Россия будет поставлять газ непосредственно немецким потребителям, отмечает итальянская La Stampa, статью которой публикует Inopressa.

Варшава отреагировала гневно: газопровод – последний из жестов, которые подвергают жестким испытаниям добрососедские отношения между Россией и Польшей. Сначала Путин в ходе празднований 60-й годовщины победы не извинился за массовые убийства в Катыни, затем он решил не приглашать Польшу и Литву на празднование годовщины основания Калининграда, куда, однако, были приглашены Ширак и Шредер, наконец, серия нападений в Москве на польских дипломатов и журналистов в ответ на агрессивные действия в отношении российских граждан в Варшаве.

Однако теперь ставки намного выше. Теперь и отношения поляков с немцами могут обостриться: "Нам не удалось их убедить, что строительство этого газопровода, конкурирующего с уже существующим, проходящим по территории Польши, не будет благом и для них", – заявил польский премьер-министр Марек Белка. La Stampa и вовсе считает, что "отношения с Берлином пребывают в кризисном состоянии уже давно".

"Новый европейский газопровод, судя по всему, призван развеять несколько гнетущих страхов российской стороны. В политической области опасения связаны с Украиной и Польшей, поэтому нужен путь в обход неверных. Политические отношения с ближайшими соседями все хуже, есть проблемы и по деньгам - в последнее время Украина резко подняла тарифы на прокачку газа. Северо-Европейская труба, таким образом, вроде бы должна помочь избежать рисков со стороны этих строптивых соседей, а заодно и уменьшить их транзитные доходы", - рассуждают в редакционной статье "Ведомости".

Однако экономические перспективы проекта стоимостью в 5,7 млрд долларов вовсе не так очевидны. В 2008 году газовый рынок Евросоюза будет либерализован, и это лишит "Газпром" долгосрочных 20-летних контрактов, позволяющих сегодня не волноваться о сбыте и стабильности доходов. Если "Газпрому" не удастся укрепиться на новых рынках, то труба, рассчитанная на прокачку 55 млрд кубометров в год, может остаться незаполненной.

Участники соглашения по газопроводу с немецкой стороны - E.On Ruhrgas, BASF и Wintershall - не взяли на себя никаких конкретных обязательств по закупкам газа. Надеяться найти покупателей когда-нибудь потом тоже очень рискованно: Северо-Европейский газопровод выводит "Газпром" на новый для него рынок - Северо-Западную Европу и Великобританию. Там уже жестко конкурируют норвежский газ и сжиженный газ из Персидского залива, а к пуску первой нитки газопровода в 2010 году на рынке может быть уже избыток предложения. Кто и почем тогда купит наш газ? Ответа нет.