Центробанк начал борьбу с офшорами
Архив NEWSru.ru
Центробанк начал борьбу с офшорами
 
 
 
Центробанк начал борьбу с офшорами
Архив NEWSru.ru

Центробанк начинает борьбу с главным препятствием на пути к повышению прозрачности отечественных банков. Вместе с правительством ЦБ готовит поправки в закон, запрещающие офшорным компаниям не только контролировать российские банки, но и опосредованно оказывать на них существенное влияние. Как сообщил директор департамента лицензирования и финансового оздоровления кредитных организаций Центробанка Михаил Сухов, власти обсуждают возможность введения запрета на прямой или косвенный контроль над банками со стороны компаний, зарегистрированных в непрозрачных офшорных зонах, где "информация о реальных владельцах закрыта или практически недоступна".

Сейчас в соответствующем списке ЦБ 48 стран, в частности излюбленные российскими банкирами Кипр, Лихтенштейн, Люксембург, Гибралтар. Компаниям из этих стран принадлежат многие российские банки, среди крупнейших - Альфа-банк, Автобанк, МДМ, "Менатеп-СПб".

В ЦБ рассчитывают узнать реальных владельцев банков. "Мы хотим, чтобы законодательно была закреплена необходимость открытости, публичности и доступности информации о тех, кто реально владеет банком, контролирует его и несет ответственность за то, что с ним происходит", - сказал Сухов. Он понимает под этим долю свыше 10% в капитале, причем запрет планируется распространить и на резидентов - номинальных владельцев банков, которые контролируются офшорами, и на выстраиваемые ими "многоэтажные" цепочки. Учредителям будет установлен "разумный" срок, чтобы "по-иному оформить право собственности", сообщают "Ведомости"

Эксперты в целом благосклонно относятся к инициативе ЦБ, называя ее "шагом в правильном направлении". Однако в то же время сомневаются, что административными мерами можно заставить банки, не желающие раскрывать имена своих владельцев, сделать это. В ЦБ соглашаются, что любой запрет можно обойти, но обещают, что поправки сделают более выгодным для собственников банков заявлять о себе открыто. А в крупных российских банках, как правило, заявляют, что готовы к легализации, и принятие такого закона для них не проблема.