У "автогражданки" в России новая беда: рынок стремительно наводняют поддельные полисы страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Средняя цена страхового полиса обязательной "автогражданки" в Москве составляет примерно 3500 руб., по России - около 1900 руб. Но можно сэкономить, если купить страховку ОСАГО на черном рынке, где стоимость чистого бланка полиса составляет около 650 руб., утверждает "Время новостей".
В скором времени эта "услуга" станет еще доступнее: на черном рынке могут появиться еще несколько десятков тысяч полисов ОСАГО, постоянным источником которых становятся страховые компании с отозванными лицензиями.
В конце минувшей недели об утрате более 24 тысяч бланков полисов ОСАГО заявило "Страховое общество Содружества независимых государств", находящее в Санкт-Петербурге, лицензия которого была отозвана 2 сентября. "Нам известно, что СО СНГ не реализовало 55 тысяч полисов ОСАГО, но к нам они тоже не вернулись", - заявил замглавы Российского союза автостраховщиков (РСА) Андрей Батуркин. РСА планирует подключить к поиску этих бумаг правоохранительные органы. "Гуляют" по России 98 тысяч бланков полисов, исчезнувших из офисов питерской же компании "Доверие", которая лишилась лицензии в июле, а также 50 тысяч полисов компании АВЕСТ и 18,5 тысяч полисов Западно-Сибирской транспортной страховой компании.
Согласно положению о бланках строгой отчетности, которое существует в РСА, компания с отозванной лицензией должна провести инвентаризацию полисов и передать в союз оставшиеся бланки.
За прошлый год страховщики продали 25,2 млн полисов ОСАГО. Таким образом, каждый сотый полис "автогражданки", приобретенный клиентами в этом году, может оказаться поддельным. По данным последнего исследования "Росгосстраха", полисы ОСАГО имеют почти 95% автолюбителей, и 21% из них побывал в аварии. Подсчитать примерную вероятность того, какому количеству из них страховые компании откажут в выплате из-за фиктивного полиса, несложно.
В РСА видят два выхода из сложившейся ситуации. Вопрос о совершенствовании и модификации бланка полиса ОСАГО обсуждался с Гознаком. Но крупные компании, заказавшие большой объем бланков нынешнего образца, как ожидается, выступят против модернизации. Замена полисов потребует очень больших затрат.
По мнению замглавы РСА, наиболее реальный механизм решения проблемы - ввести квоту на получение компаниями полисов ОСАГО у Гознака. "Страховщик должен покупать полисы пропорционально своему объему рынка, - считает Батуркин.- Тогда в случае отзыва у него лицензии не останется тысячи пустых бланков".