Накануне саммита ЕС Берлин назвал антикризисную политику Лондона примитивной
Reuters
Накануне саммита ЕС Берлин назвал антикризисную политику Лондона примитивной
 
 
 
Накануне саммита ЕС Берлин назвал антикризисную политику Лондона примитивной
Reuters

В Берлине осудили экономическую стратегию Великобритании, назвав ее "примитивным кейнсианством". Подобное заявление только нагнетает напряженность накануне брюссельского саммита ЕС, где будет рассмотрен проект фискального стимулирования экономики, сообщает InoPressa.ru со ссылкой на The Financial Times.

В интервью Newsweek министр финансов Германии Пеер Штайнбрюк заявил, что Гордон Браун швыряется миллиардами, и в результате целое поколение британцев будет вынуждено выплачивать нынешний долг страны.

- За что мстит Берлин
- Курс британского фунта может сравняться с курсом евро

А ранее Штайнбрюк сравнил лидеров ЕС с леммингами, которые толпой прыгают с обрыва. Министр не одобряет миллиардных займов, призванных компенсировать снижение НДС и других налогов или увеличение расходов государства.

Как пишет The Telegragh, британский госдолг скоро превысит 1 трлн фунтов стерлингов из-за того, что Казначейство собирается занять дополнительные 500 млрд фунтов стерлингов в течение следующих пяти лет. Причем из них 20 млрд пойдут на покрытие издержек, вызванных временным снижением налогов. Как известно Гордон Браун надеется, что снижение ряда налогов смягчит удар мирового кризиса по британской экономике. В частности, объявлено о сокращении НДС до 15% к концу 2009 года.

Однако, по мнению Штайнбюка, выгоду от такого снижения едва ли почувствуют рядовые потребители, на стимулирование покупательской активности которых правительственные меры и направлены. "Наши британские друзья теперь сокращают налог на добавленную стоимость. При этом вы понятия не имеете, сколько смогут выгадать не магазины, а конечные потребители. Вы что, действительно собираетесь купить DVD-проигрыватель, только потому что теперь он будет стоит 39,10 фунта стерлингов вместо 39,90?" - спрашивает Штайнбрюк.

За что мстит Берлин

В ответ в четверг из Лондона прозвучала жесткая критика политики Германии в области финансовых стимулов. Так, министр по делам школы и семьи Эд Боллз заявил в интервью британскому телеканалу Sky News, что эффективность экономического курса Германии подорвана "внутренней политикой". "Как только Германия решит все свои домашние проблемы, она присоединится к нам", - подчеркнул Боллз, который является ближайшим соратником нынешнего премьера Гордона Брауна.

Сам Браун дипломатично заявил, что не хочет втягиваться в эту перепалку, так как, по его мнению, она является скорее предметом внутригерманских партийных политдискуссий. При этом британский премьер подчеркнул, что "почти любая страна мира вольна выбрать свой путь" выхода из кризиса.

Так, Германия в своем проекте коммюнике саммита, проходящего 11-12 декабря в Брюсселе, подчеркивает необходимость суровой дисциплины и призывает как можно раньше вернуться к политике сокращения бюджетных дефицитов, пишет FT.

Отметим, что на несколько дистанцированную в последнее время позицию Германии от двух других ведущих стран Европы – Франции и Великобритании, СМИ указали на прошлой неделе, когда стало известно, что на так называемый мини-саммит в Лондоне к Гордону Брауну прибыли президент Франции Николя Саркози и глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу, канцлер же ФРГ Ангела Меркель приглашена не была. Хотя официальный Париж и Лондон объяснили это тем, что встреча и планировалась как двусторонняя, англо-французская, пресса предположила, что Браун и Саркози решили не подключать Меркель, так как правительство Германии предприняло недостаточные, на их взгляд, меры по спасению экономики Европы в целом.

В Брюсселе европейские лидеры обсудят предложение Еврокомиссии о выделении странами ЕС для подъема экономики региона 200 миллиардов евро. На эту сумму ЕК разработала пакет стимулов, который включает в себя расходы в размере 5 миллиардов евро на энергетику и коммуникационные проекты, а также 4,5 миллиарда евро на инфраструктуру.

Кейнсианство - макроэкономическая теория, названная в честь Джона Кейнса (1883-1946) - влиятельного английского экономиста и государственного деятеля, который в теории и на практике показал несостоятельность концепции саморегулирующейся экономики и предложил ряд мер по кредитованию, денежному обращению и обеспечению занятости населения. Как отмечают историки, идеи Кейнса во многом вдохновили президента США Франклина Рузвельта на его экономическую политику "нового курса", вытянувшую страну из Великой депрессии. Кейнс также развивал идею психологического стимулирования спроса и рыночных предпочтений индивидов как факторе государственного регулирования экономики.

Курс британского фунта может сравняться с курсом евро

Как сообщает The Financial Times, в среду вновь возникли опасения, что курс фунта стерлингов может сравняться с курсом единой европейской валюты после того, как британская валюта достигла рекордно низкой отметки.

"Проблема британской экономики, образно говоря, в том, что у нее нет "ноги", на которой можно стоять", - заявил Питер Спенсер, аналитик из Ernst & Young Item Club. По мере усугубления глобальной рецессии, пишет издание, британская экономика, опирающаяся на сферу услуг и вынужденная импортировать большую часть промышленных товаров, ослабла сильнее, чем еврозона.

В ноябре в Соединенном Королевстве вновь упали цены на недвижимость, напоминают корреспонденты, в стране продолжают расти безработица и розничные цены. Деловая активность и в промышленном секторе, и в сфере услуг упала в прошлом месяце до нового минимума, и, как стало известно во вторник, это самое значительное сокращение за последние шесть лет.

Вслед за резким падением показателей инфляции Банк Англии сократил ставку рефинансирования до 2%; таким образом, только с октября ставка упала на 300 базовых пунктов. Для сравнения ЕЦБ понизил учетную ставку за это же время всего на 100 пунктов – до 2,5%.

Этот год, напоминает издание, евровалюта начала на отметке 0,73 фунта и с тех пор она "прибавила в весе" около 20% - новый рекорд в среду составил 0,88 фунта. Только с января прошлого года британская валюта потеряла примерно треть своей стоимости по отношению к евро и четверть по отношению к доллару США.