Инновационный рывок российской экономики возможен только при удвоении доли высокотехнологичного сектора в ВВП (до 17-20% ВВП к 2020 г.) и всех затрат на исследования и разработки (до 2,4% ВВП), говорится в проекте стратегии инновационного развития Минэкономразвития "Инновационная Россия - 2020".
Пока Россию трудно назвать передовиком инновационного прорыва: правительство уже принимало стратегию развития науки и техники страны до 2015 года, но достигнуто меньше трети от запланированных показателей, пишут "Ведомости".
Остается низким спрос на инновации, который к тому же имеет неэффективную структуру: перекос в сторону закупки готового оборудования за рубежом в ущерб внедрению собственных новых разработок.
"Потенциально Россия может претендовать на лидирующие позиции в производстве авиакосмической техники, нанотехнологиях, композитных материалах, атомной и водородной энергетике, биомедицинских технологиях жизнеобеспечения и защиты человека и животных, отдельных направлениях рационального природопользования и экологии и ряде других", - заявляют авторы проекта стратегии. Однако признают: этот путь хоть и является наиболее привлекательным, но его реализация требует огромных затрат.
"На такой путь у нас недостаточно денег, - заявил РБК daily главный экономист "Уралсиб Кэпитал" Алексей Девятов. - Он предусматривает создание мощной исследовательской базы, которой у нас нет. То, что осталось от СССР, уже сильно устарело".
По мнению экономиста, чтобы выйти на инновационный путь, нужно также научиться платить научным сотрудникам конкурентоспособные зарплаты. "Однако даже если их будут платить - не очевидно, что уехавшие за рубеж ученые вернутся. Вера в достойную жизнь в России у них мала. Взять хотя бы недавний случай с Геймом и Новоселовым, которые отказались возвращаться".
Член комиссии Общественной палаты по науке и инновациям Владимир Гутенев солидарен: сценарий МЭРа не только чрезвычайно рискованный, но и труднореализуемый: "Он может быть воплощен лишь тогда, когда мы добьемся высокой эффективности траты бюджетных ресурсов".
Важно выбирать те направления, которые имеют значительный экспортный потенциал, считает он. В частности, энергетическое машиностроение, ОПК, авиационное строительство, судостроение.