Создать большой международный хаб на основе московских аэропортов не получится, считает Росавиация
Moscow-Live.ru
Создать большой международный хаб на основе московских аэропортов не получится, считает Росавиация
 
 
 
Создать большой международный хаб на основе московских аэропортов не получится, считает Росавиация
Moscow-Live.ru

Создать международный хаб на базе московских аэропортов невозможно: воздушная зона не способна пропустить заявленные 150 млн пассажиров в год, следует из материалов ГосНИИ "Аэронавигация". Максимальные возможности "воздуха" на 40% меньше: полетам мешают Калининская АЭС, военная зона УДАВ и эшелоны ФСО. Резервы роста Внуково, Шереметьево и Домодедово будут исчерпаны в 2016 году, пишет "Газета.ru".

Московская воздушная зона (МВЗ) не способна пропустить пассажиропоток, заложенный в проекты развития столичных аэропортов. Максимальные возможности по пропуску - около 920 тыс. операций взлет/посадка, или 90 млн пассажиров в год, следует из материалов ГосНИИ "Аэронавигация". Это на 60 млн пассажиров меньше, чем предусмотрено планами по наземной инфраструктуре Домодедово, Шереметьево и Внуково до 2025 года.

Главное препятствие - "беспрецедентное количество ведомственных ограничений", существующих в авиаузле, констатируют специалисты ГосНИИ "Аэронавигация".

Неразрешенными остаются вопросы по пяти запретным зонам и семи зонам ограничения полетов. Ограничения на нескольких эшелонах (по высоте) в зоне Иваново (входит в МВЗ) снижают возможности на маршруте Москва - Петербург. Аэронавигационные службы не могут согласовать зоны полетов над объектами Росатома, например, Калининской АЭС. По действующим еще с советских времен регламентам, полеты запрещены в радиусе 5 км от атомной станции и на высоте ниже 6 км (в зарубежной практике разрешенной считается высота от 1,5 км). Из-за этого запрета невозможны полеты по новым маршрутам на высотах 4250-6100 м.

Значительные трудности существуют в организации воздушного движения с аэродрома Шереметьево. Они связаны с так называемой зоной УДАВ, принадлежащей министерству обороны, - зоной радиолокационной станции "Дон-2Н" Войск воздушно-космической обороны в районе Софрино. Полеты запрещены в радиусе 7 км и на высоте до 7 км над РЛС. Из-за действия запрета "невозможно установить маршрут зональной навигации для захода на посадку" на аэродром Шереметьево, не нарушив границы зоны УДАВ, следует из документов НИИ.

Запрет существенно снижает пропускную способность Шереметьево.

Воздушные маршруты аэродрома Домодедово ограничены не только "непреодолимыми конфликтами над схемами аэродрома Раменское, но и зоной Саваслейка (Минобороны). Существование этой зоны "резко ограничивает" число эшелонов для самолетов, идущих к Домодедово с востока, и делает невозможным "заблаговременное снижение прилетающих самолетов", которое необходимо диспетчерам для "эффективного регулирования потока прилетающих самолетов с использованием зоны ожидания". В результате поток рейсов в Домодедово с восточных направлений сводится максимум к 20 в час, при этом в часы пик запрещены полеты в нижнем воздушном пространстве (его используют самолеты ATR-42, Ан-24, Ан-26, Як-40).

Полеты Внуково ограничены по нескольким направлениям. В районе Кубинки (база ВВС) - сразу три зоны ограничения полетов. Гражданская авиация не может использовать ряд эшелонов для полетов на аэродром Внуково с западных направлений. Также невозможно организовать "заблаговременное снижение для эффективного регулирования потока прилетающих самолетов с использованием зон ожидания". А из-за близости Москвы аэронавигационные службы не могут построить новые аэродромные схемы заходов на посадку во Внуково с соблюдением международных правил безопасности полетов. Кроме того, специалисты констатируют "невозможность соблюдения безопасных расстояний схем и маршрутов организации воздушного движения от запретных зон при организации движения в окрестности запретных зон".

Организация полетов на аэродромы требует корректировки границ ограничений полетов в Москве (запретная зона UUP53). "В противном случае невозможно обеспечить требования международных нормативных документов по корректной прокладке маршрутов вблизи Москвы", констатируют специалисты.

"Аэронавигация" предлагает разрешить полеты в радиусе 5 км от границ третьего транспортного кольца до высоты 8,1 км, а по существующему периметру - МКАД - до высоты 300 м.

Аэродромы Внуково, Шереметьево и Домодедово способны будут обеспечить более 1,3 млн операций взлет-посадка в год. Это минимум 130 млн перевезенных пассажиров (средняя емкость одной операции взлет-посадка - 100-130 пассажиров).

"Суммарные аэродромные мощности МАУ в реальной перспективе будут способны обслуживать до 150 млн пассажиров в год", - подтверждают прогнозы ГосНИИ "Аэронавигация" расчеты Минтранса. Об этом говорится в материалах рабочей группы, прорабатывающей вопросы развития МАУ (имеется в распоряжении "Газеты.Ru").

В частности, аэропорт Шереметьево после строительства третьей полосы по аэродромной мощности в состоянии обслуживать до 70 млн пассажиров. Внуково - до 30 млн. Домодедово - после реконструкции второй взлетно-посадочной полосы - до 50 млн пассажиров.

Расчеты Минтранса по возможностям "земли" близки к экспертным прогнозам развития рынка и прогнозам самих аэропортов.

Агентство "АвиаПорт" публиковало прогноз по развитию МАУ в 2011 году. Согласно исследованию, в 2015 году через столичные аэропорты должно было бы пройти почти 65,5 млн пассажиров, в 2020 - почти 81,8 млн, в 2025 году - более 104 млн, а в 2030 году - примерно 130 млн. "Но эти цифры были получены в посткризисном 2010 году, сегодня же очевидно, что оценки занижены, - говорит главный редактор агентства Олег Пантелеев. - Уже по итогам 2012 года авиаузел будет близок к показателю 64-65 млн пассажиров. И если высокие темпы его развития сохранятся, то на 130 млн пассажиров мы сможем выйти уже в 2025 году".

Шереметьево в 2015 году планирует выйти на 36,5 млн пассажиров. Прогноз на 2020 год - почти 61 млн пассажиров, говорят в Шереметьево.

Но максимум аэронавигационного обслуживания аэропорта, по расчетам ГосНИИ "Аэронавигация" для Шереметьево, - 40 млн пассажиров. Если ведомственные ограничения сохранятся, развитие Шереметьево станет невозможным уже после 2016 года. Аэропорт прогнозирует на этот год пассажиропоток в 40,4 млн человек.