В 2011 году цены на бензин вдвое обогнали инфляцию, ФАС хочет взять ситуацию под контроль
Moscow-Live.ru
В 2011 году цены на бензин вдвое обогнали инфляцию, ФАС хочет взять ситуацию под контроль
 
 
 
В 2011 году цены на бензин вдвое обогнали инфляцию, ФАС хочет взять ситуацию под контроль
Moscow-Live.ru

Президент Дмитрий Медведев поручил ФАС провести мониторинг розничных цен на моторное топливо и принять оперативные меры в случае выявления признаков их необоснованного завышения. Поводом стали подведенные Росстатом итоги 2011 года. Инфляция составила наименьшую величину за 20 лет - 6,1%, но темпы роста цен на моторное топливо оказались самыми высокими за последние годы - 14,9%.

Как напоминает "Коммерсант", с начала финансового кризиса ежегодные темпы роста цен на бензины снижались: в 2008 году - 8,5%, в 2009 году - 8%. В 2010 году цены выросли всего на 6,5%, существенно отстав от инфляции, которая составила 8,8%.

В начале 2012 года, несмотря на предупреждение Дмитрия Медведева, есть все предпосылки для продолжения роста цен. С 1 января акцизы на бензин выросли, с 1 июля запланировано еще одно повышение акцизов. В ФАС дают понять, что учли опыт 2011 года и намерены воздерживаться от резких движений.

Как пояснил заместитель главы службы Анатолий Голомолзин, мониторинг топливного рынка проводится "на регулярной основе", ФАС готова выполнить поручение президента и предотвратить необоснованный рост цен. Отметив, что текущий уровень цен на нефтепродукты в целом по стране является "обоснованным", чиновник заверил, что ФАС будет разбираться с каждым конкретным случаем завышения цен в отдельных регионах, в том числе с тем, "стало ли повышение акцизов поводом или причиной для роста цен".

Рост цен на топливо в 2011 году был во многом вызван действиями государства. Ключевой причиной стал рост экспортной альтернативы, но сыграло роль и повышение акцизов.

Заметный рост цен на дизтопливо был обусловлен ростом спроса на дизель из-за холодной зимы, а также увеличением экспорта авиакеросина. Рост производства керосина привел к снижению предложения дизеля (выход этих нефтепродуктов обратно пропорционален). Кроме того, ФАС в конце 2010 года под угрозой оборотных штрафов потребовала от нефтяников снизить цены на авиакеросин, что также стимулировало рост стоимости дизеля.

Все это спровоцировало первый в году топливный скандал: в феврале премьер Владимир Путин потребовал от компаний снизить розничные цены. Нефтяники подчинились, но снижение рентабельности продаж в России привело к увеличению экспорта.

В результате, по оценке Минэнерго, экспорт бензина в первом квартале 2011 года вырос на 67%. По оценкам участников рынка, только "Роснефть" экспортировала 300-500 тысяч тонн некачественного бензина, закупая для собственных сбытовых сетей бензин "Евро-3" у "Газпромнефти" и "Лукойла".

К концу апреля в ряде регионов были зафиксированы перебои с бензином: независимые АЗС прекратили продажи, АЗС нефтяников продавали не более 20 л в одни руки. Реакцией правительства стал фактический запрет экспорта бензина и фактическое "разрешение" компаниям повысить цены.

Фактором осеннего роста цен стала "рекомендация" правительства накопить запасы зимнего дизтоплива, чтобы исключить дефицит. Но накопление запасов совпало с сезонным пиком авиаперевозок, что привело к росту оптовых цен на авиакеросин и дизтопливо с последующей трансляцией на розничные цены.

Аналитики сходятся в том, что компании постараются не допустить заметного роста розничных цен как минимум до президентских выборов. Эти предположения подтверждают свежие данные Росстата: несмотря на повышение акцизов, цены на бензин с начала года снизились на 0,1%. Они полагают, что заметный рост произойдет ближе к лету, когда вторая волна повышения акцизов наложится на весенний вывод в плановый ремонт ряда НПЗ.