Участниками проекта Nabucco стоимостью 7,9 млрд евро (12,3 млрд долларов) являются австрийская компания OMV, венгерская MOL, болгарская Bulgargaz, румынская Transgaz, турецкая Botash и немецкая RWE
Nabucco
Участниками проекта Nabucco стоимостью 7,9 млрд евро (12,3 млрд долларов) являются австрийская компания OMV, венгерская MOL, болгарская Bulgargaz, румынская Transgaz, турецкая Botash и немецкая RWE Каждый из участников консорциума "Международная компания Набукко" обладает равными долями по 16,67%
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Участниками проекта Nabucco стоимостью 7,9 млрд евро (12,3 млрд долларов) являются австрийская компания OMV, венгерская MOL, болгарская Bulgargaz, румынская Transgaz, турецкая Botash и немецкая RWE
Nabucco
 
 
 
Каждый из участников консорциума "Международная компания Набукко" обладает равными долями по 16,67%
Nabucco
 
 
 
Начало строительства газопровода длиной 3300 км и мощностью 31 млрд кубометров газа в год намечено на 2011 год. Первые поставки сырья должны начаться в 2014 году
Nabucco

Сегодня в Анкаре Турция и еще четыре страны ЕС – Болгария, Румыния, Венгрия и Австрия – должны подписать межправительственное соглашение по строительству газопровода Nabucco, по которому каспийский газ в обход России будет доставляться в Центральную Европу через Турцию и Балканы.

Ожидается, что на церемонии подписания некоторые страны будут представлены главами государств и правительств. Уже известно, что среди них будет президент Грузии Михаил Саакашвили, пишет газета "Время новостей". Напомним, в минувшую пятницу также Баку и Ашхабад заявили о готовности участвовать в проекте Nabucco.

- Проект South Stream может быть пересмотрен
- Nabucco много раз "хоронили", но Россия не сумела этим воспользоваться
- Financial Times: коммерческие выгоды участников соглашения по Nabucco сомнительны

Подписание межправительственного соглашения о реализации проекта вкупе с заявлениями Туркменистана о готовности рассматривать Nabucco как один из путей диверсификции поставок газа можно расценить как крах планов Москвы воспрепятствовать строительству этого газопровода, комментирует "Независимая газета".

До последнего времени узким местом Nabucco была неопределенность с поставщиками газа для этого проекта. Это давало повод Москве, активно продвигающей идею строительства по дну Черного моря газопровода "Южный поток", скептически оценивать перспективы реализации альтернативного проекта. Премьер Владимир Путин призывал европейских партнеров подумать, "прежде чем вкладывать миллиарды долларов в "трубу", откуда возьмется газ для этой "трубы".

Ответ на этот вопрос дал в пятницу президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов. На заседании кабинета министров он заявил, что в стране имеются значительные объемы товарного газа. И этот газ будет направлен в обход традиционных маршрутов транзита, пролегающих через Россию. "Туркменистан, приверженный принципам диверсификации вывода своих энергоносителей на мировые рынки, намерен задействовать имеющиеся возможности для участия в крупных международных проектах – таких, к примеру, как проект Nabucco", – подчеркнул Бердымухамедов. Это заявление немедленно поддержал заместитель госсекретаря США Уильям Бернс, проводивший в Ашхабаде переговоры.

Участниками проекта Nabucco стоимостью 7,9 млрд евро (12,3 млрд долларов) являются австрийская компания OMV, венгерская MOL, болгарская Bulgargaz, румынская Transgaz, турецкая Botash и немецкая RWE. Каждый из участников консорциума "Международная компания Набукко" обладает равными долями по 16,67%. Начало строительства газопровода длиной 3300 км и мощностью 31 млрд кубометров газа в год намечено на 2011 год. Первые поставки сырья должны начаться в 2014 году.

Nabucco много раз "хоронили", но Россия не сумела этим воспользоваться

Как отмечают эксперты, поворот Азербайджана и Туркмении в сторону Nabucco в немалой степени спровоцировала сама Россия. В 2007 году "Газпром", резко подняв цены на газ для Азербайджана, вынудил его ускоренно разрабатывать месторождения углеводородного сырья на шельфе Каспия. Аналитик ИК "Тройка Диалог" Валерий Нестеров говорит, что начало масштабной добычи азербайджанского газа все равно было неизбежно. Это случилось бы годом раньше или годом позже. Однако в ситуации, когда решается судьба двух конкурирующих между собой проектов газопроводов, для России было бы предпочтительно, чтобы Азербайджан не успевал в срок подготовиться к участию в Nabucco.

Конфликтная ситуация сложилась этой весной и в газовых отношениях Туркменистана и России. Напомним, с 9 апреля "Газпром" резко снизил закупки туркменского газа. "Туркменгазу" было предложено пересмотреть условия заключенного в прошлом году контракта, уменьшив свои поставки пропорционально сокращению экспорта российского газа в Европу. Кроме того, Москва потребовала изменения формулы цены. Если до кризиса Россия стремилась законтрактовать как можно больше газа и готова была привязать цену его закупок к европейским ценам за вычетом транзитной составляющей, то сейчас из-за снижения спроса "Газпрому" приходится выбирать: то ли замораживать собственную добычу и соблюдать контракты, то ли пожертвовать ставшими резко невыгодными договоренностями.

Сокращение закупок сопровождалось взрывом на газопроводе, по которому туркменский газ поступал в Россию. Для Бердымухамедова изменение позиции "Газпрома" стало поводом, чтобы объявить о необходимости создания альтернативных – в обход России – маршрутов транзита газа в западном направлении.

"Стратегические установки России в борьбе за каспийский и среднеазиатский газ были правильными, но тактика не приносит желаемых результатов", – говорит Нестеров, добавив, что Nabucco уже много раз хоронили. Пока участники этого проекта собрали всего 1–2 млрд из 8 млрд евро, необходимых для строительства газопровода. Однако когда конкретные контракты на поставки азербайджанского и туркменского газа для Nabucco будут подписаны, остальные деньги удастся найти достаточно быстро, считает эксперт.

Проект South Stream может быть пересмотрен

Тем временем у конкурирующего российского проекта газопровода South Stream ("Южный поток"), который должен пройти в Европу по дну Черного моря, возникли проблемы. Болгария, через которую он должен войти в Европу, потребовала пересмотреть уже согласованные условия реализации проекта, пишет "Коммерсант".

После победы 5 июля на парламентских выборах в Болгарии партии ГЕРБ ее лидер и наиболее вероятный премьер Бойко Борисов заявил о необходимости приостановить переговоры по совместным с Россией энергопроектам - строительству болгарского участка South Stream, АЭС "Белене" и ТЭС в Скопье, а также заключению нового договора о поставках российского газа. Предложения Борисов изложил в своем письме к министру экономики и энергетики Болгарии Петеру Димитрову.

Чиновник Минэнерго РФ неофициально уверяет, что никаких предложений из Софии пока не поступало. "Мы не ждем, что эта пауза долго продлится, - заявил собеседник газеты. - Просто это угар победителя, который быстро проходит". В "Газпроме" также официальных документов из Болгарии пока не получали. Глава East European Gas Analysis Михаил Корчемкин считает, что пауза в переговорах на самом деле "сведется к обсуждению личного участия руководства победившей партии в управлении строительными подрядами и денежными потоками проекта South Stream". По мнению эксперта, "переговоры такого типа проходят быстро и без громких заявлений".

Болгарские чиновники после январского кризиса, в результате которого их страна пострадала больше других стран ЕС, потребовали от России взаимоувязанных переговоров по всем проектам. В частности, речь шла о гарантиях поставок газа по альтернативным маршрутам, переходе на прямые контракты (сейчас газ в Болгарию поставляет Overgas, СП "Газпрома" с частными инвесторами) и "более выгодных ценах". "Газпром" в ответ попросил уступок по South Stream - в вопросах собственности на газопровод, принадлежности контрольного пакета акций СП по строительству South Stream в Болгарии и транзитной ставки.

South Stream должен соединить Россию по дну Черного моря (900 км) с Болгарией и далее разделиться на два направления: через Грецию на Сардинию и через Сербию и Венгрию в Австрию. Стоимость подводного участка оценивается в 10 млрд долларов. Мощность трубопровода 30 млрд кубометров в год.