Российскому предпринимателю выгодно быть Путиным, даже если обладатель этой фамилии - не родня президенту. Но часть Путиных, в разное время добившихся успехов в бизнесе, действительно связаны с президентом семейными узами и получают от этих связей немалые преференции.
Не все Путины зациклены на Крыме, некоторые родственники российского президента озабочены тем, чтобы "привлекать иностранных инвесторов в Россию", иронизирует американская The Washington Post.
Роман Путин - если верить некоторым источникам, двоюродный племянник "Влада", только что открыл консалтинговую фирму Putin Consulting, утверждает издание, ссылаясь на некий пресс-релиз, поступивший из России.
Российский фондовый рынок не в лучшем состоянии, ожидаются болезненные санкции ЕС и США, но Роман полон оптимизма, рекламируя свое многоколенчатое консалтинговое предприятие: "Период геополитической нестабильности скоро закончится".
"Обеспечиваем взаимопонимание с банками, - обещает компания. - Находим большие деньги под большие идеи".
Обозреватель газеты Эл Камен комментирует: "Либо у него есть очень-очень инсайдерская информация от родни, либо он, возможно, курит что-то, что американцы могут законно достать только в штатах Вашингтон и Колорадо" (штат Колорадо стал первым штатом США, где открыто торгуют марихуаной. - Прим. NEWSru.ru).
О бизнес-проектах, успешных и не очень, этой ветви семьи Путиных писала и российская пресса. Более других известен двоюродный брат президента Игорь Путин, он же отец Романа Путина, бывший вице-президент "Мастер-банка" - крупного частного российского банка, лишенного лицензии в конце 2013 года. Событие вызвало неподдельную панику на рынке, а пресса назвала случившееся системным крахом.
А уже в феврале 2014-го Игорь Путин расстался с тремя постами в советах директоров, которые занимал прежде. Он больше не банкир и не строитель: ему пришлось уйти из советов директоров двух банков, в том числе "Мастер-банка", и одной строительной компании. Бизнесу компаний его присутствие мало помогало - у этого Путина нет рычагов влияния, считают теперь на рынке.
Двоюродный племянник российского президента Владимира Путина и сын Игоря Путина Роман окончил Вольский филиал Военной академии тыла и транспорта и Рязанский университет по специальности "Муниципальное государственное управление". Два года проработал оперуполномоченным Федеральной службы безопасности. Работал в Рязанском горсовете заместителем начальника управления по контрольно-ревизионной работе в управлении экономического анализа и финансового контроля, возглавлял Рязанский филиал МТС, пока не нашел себя в бизнесе.
Сейчас Роман Путин возглавляет совет директоров ООО "Группа компаний МРТ" (МРТ - модернизация речного транспорта), является совладельцем компании "МРТ-АВИА", производящей в России легкие винтокрылые летательные аппараты - гирокоптеры (также известны как гиропланы и автожиры).
Он интересовался пассажирскими речными перевозками в Москве (подобный проект в свое время столичный мэр Сергей Собянин велел подготовить департаменту транспорта).
СМИ писали о еще одном оригинальном бизнес-проекте племянника президента. По данным прессы, он собирался продавать российской полиции и спасателям необычные летательные аппараты - гирокоптеры. Завод по производству этих машин планирует построить в Подмосковье компания "Французские авиационные технологии", входящая в группу МРТ.
О судьбе этих бизнес-проектов близкого родственника Владимира Путина в настоящее время ничего не известно. Но в конце декабря 2013 года младшего Путина также постигла неудача. Губернатор Новосибирской области Василий Юрченко уволил двоюродного племянника российского президента с поста своего советника, хотя с момента назначения Романа Путина не прошло и полутора лет.
В июле 2012 года он стал советником главы региона на общественных началах под конкретный проект: на базе местного авторемонтного завода (входящего в структуру "Оборонсервиса") планировалось еще и собирать грузовые машины. Но из затеи ничего не вышло.
Что касается неудачи с проектом, который курировал Роман Путин, то, как сказал губернатор, "риски были понятны". Тем самым он дал понять, что о каком-то крупном провале речи не идет. Хотя сколько средств было вложено в "нереализуемые планы", Юрченко не уточняет.