Олимпийская история миллиардера Виктора Вексельберга, построившего в Сочи гостиничный комплекс Azimut Hotel Resort & SPA Sochi, возможно, самая показательная для российского государственно-частного партнерства, пишет русский Forbes. Миллиардер провел для журналистов издания экскурсию по новостройке и рассказал, как шла стройка и кого он ждет в своих отелях.
Вексельберг попал в число крупных инвесторов мегастройки не по своей воле, а по предложению государства, от которого не отказываются. И к строительству он приступил, когда у соседей уже должны были сдаваться первые очереди проектов.
Бизнесмен, в марте 2010 года возглавивший проект "Сколково", изначально избежал участия в организации любимого детища Путина - Олимпиады. На месте нынешнего Azimut Hotel Тельман Исмаилов должен был построить самый большой в России комплекс премиальных гостиниц (от 4000 до 5600 номеров, инвестиции около 1 млрд долларов). Однако дворец в традиционном для бывшего владельца Черкизовского рынка стиле так и остался эскизом на бумаге.
Знакомый миллиардера и правительственный чиновник рассказали журналистам, что олимпийский вице-премьер Дмитрий Козак, для которого уход Исмаилова стал головной болью, столкнулся с Вексельбергом в приемной у президента, выходя из кабинета Путина. Увидев бизнесмена, угрюмый Козак повеселел и вернулся в президентский кабинет. Не прошло и часа, как тот получил предложение, от которого невозможно было отказаться. Теперь Вексельберг в ответ на просьбу прокомментировать эту историю загадочно улыбается.
Построенный к концу 2013-го комплекс трех- и четырехзвездочных отелей на 3600 номеров стоимостью 16 млрд рублей стал самым большим в Европе. На время Олимпиады все номера в гостиницах заняты, но что будет потом - вопрос для всех.
В отличие от "Сколково" Олимпиада позиционируется как бизнес-проект. Никто не будет говорить об окупаемости медведевского "города инноваций", потому что она изначально там отсутствует. "А здесь нам дали деньги в долг и государство настаивает, что это проект коммерческий и деньги должны вернуться", - поясняет Вексельберг.
Пока отбивать вложения собираются продажей "трехзвездочных" апартаментов, на которые приходится 80% всего проекта. После Олимпиады они будут переделаны в квартиры, стоимость квадратного метра в которых не может быть ниже 100 тыс. рублей. Доход от продажи должен пойти на погашение кредита ВЭБа - если апартаменты будут продаваться. Если нет, то их придется отдать банку.
Впрочем, о своем участии в олимпийской гонке миллиардер не жалеет. А на вопрос, обещали ли ему что-нибудь "взамен Сочи", отвечает: "Мы живем в виртуальном мире, понятийном, поэтому формализованных обещаний не было. Но, по крайней мере, у нас теперь появился аргумент в разговорах с государством. Хотя насколько он будет услышан - вопрос".
Бизнесмен, пришедший на олимпийскую стройку в добровольно-принудительном порядке, просьбу от государства выполнил, но проект, похоже, не относится к числу его любимых, заключает корреспондент русского Forbes. Вопрос, чем ответит теперь государство.