Сверхдорогие госзакупки по-прежнему поражают нескромностью, более половины тендеров непрозрачны
Фото NEWSru.ru
Сверхдорогие госзакупки по-прежнему поражают нескромностью, более половины тендеров непрозрачны
 
 
 
Сверхдорогие госзакупки по-прежнему поражают нескромностью, более половины тендеров непрозрачны
Фото NEWSru.ru

Эксперты Национальной ассоциации институтов закупок подсчитали, что из 200 с лишним тендеров общей стоимостью почти 0,5 трлн рублей только меньшую часть можно назвать полностью прозрачными. Разница между максимальной ценой госконтракта и "конкурентным" предложением зачастую менее 1%. Причина в конкурсной документации, "заточенной" под конкретного поставщика.

В выборку НАИЗ попали сверхдорогие заказы (221 общей стоимостью по начальной цене контракта более 586 млрд рублей), размещенные в апреле-сентябре 2012 года. Основными способами проведения закупок свыше 1 млрд рублей были открытые аукционы в электронной форме (142 процедуры) и открытые конкурсы (77), отмечено в мониторинге.

Собранная экспертами статистика показывает крайнюю неэффективность применяемых в соответствии с законом о госзакупках способов размещения сверхкрупных заказов, пишет РБК daily. Так, к действительно конкурентоспособным можно отнести менее половины закупок.

Большая часть госконтрактов заключена с единственным поставщиком (57% на общую сумму 349,6 млрд руб.) фактически по начальной (максимальной) цене. Стоимость товаров или услуг в процессе торгов уменьшалась лишь на 0,75%, в то время как конкурентные закупки в среднем дают снижение в 9,41%.

"Закупки у единственного участника через несостоявшиеся конкурентные процедуры совершаются для того, чтобы придать легитимность контрактам с высокой стоимостью при отсутствии обоснованной рынком цены", - говорит гендиректор НАИЗ Сергей Габестро. В 76% оцененных экспертами конкурсах поставщики предпочитали вообще не снижать объявленную стоимость предложения, и лишь в 16% случаев цена была урезана, однако не более чем на 1%.

Конкурсная документация часто "заточена" под конкретных поставщиков или исполнителей. Как пример эксперты НАИЗ привели тендер на поставку Минздраву лекарственного препарата "Интерферон бета-1a", в документации к которому подразумевается поставка конкретного препарата, несмотря на существование аналога.

"Как правило, больше всего "распилов" в строительстве, в том числе дорожном", - рассказал координатор проекта "РосПил" Константин Каблуков. По его мнению, необходимо дать полномочия общественным объединениям и экспертам приостанавливать подозрительные заказы. В частности, организация предлагала дать право общественным организациям обращаться в суд на защиту прав неопределенного круга лиц. Соответствующая поправка ко второму чтению законопроекта о ФКС на этой неделе будет рассмотрена в Госдуме.

Напомним, бюджетные организации в России каждый год тратят на покупку товаров и услуг от 8 до 11 трлн рублей. В 2011 году тогда еще президент Дмитрий Медведев констатировал: в ходе госзакупок расхищается не менее 1 трлн рублей, или около 10% средств. Эта сумма превышает расходы федерального бюджета на образование, ЖКХ, культуру и СМИ, физкультуру и спорт и охрану окружающей среды вместе взятые. Но эксперты уверены, что воруют еще больше, и 40-50% уходит в виде откатов в карманы чиновников.