Рост российской экономики в первом квартале 2014 года составил 1%, сообщил премьер-министр Дмитрий Медведев на коллегии Минфина. "Экономическая ситуация продолжает ухудшаться, по предварительным данным, в I квартале темпы роста экономики замедлились до уровня примерно 1%", - сказал он.
Замедление, по словам премьера, связано с окончанием цикла роста цен на энергоносители, хотя они и стабилизировались "на весьма приличном для нашей страны уровне". Но и риска колебаний исключать нельзя, цитирует Медведева "Интерфакс".
"Еще один комплекс причин связан с исчерпанием возможностей посткризисного восстановления российской экономики - замедлилась инвестиционная активность, предприятия реального сектора сталкиваются с дефицитом собственных инвестиционных ресурсов, ростом издержек и разрывом между уровнем доходности бизнеса и теми процентными ставками, которые предлагаются по кредитам", - сказал премьер.
Еще один фактор замедления экономического роста - увеличение неопределенности на финансовых рынках, полагает он. "Развивающиеся страны уже столкнулись с оттоком капитала, в том числе в результате действий резервной системы США", - напомнил Медведев.
Сказываются на замедлении роста и политические риски. По словам премьер-министра, "внешнее фондирование, к которому прибегали крупные отечественные компании и банки, схлопывается, в том числе и в силу политических соображений".
"Мы не можем не принимать во внимание и политическую составляющую текущего периода. В определенной степени наши сложности обусловлены попытками определенных сил подтолкнуть нас к кризису", - отметил он.
Рост экономики в 2014 году может оказаться "ниже пониженного прогноза"
Министр финансов Антон Силуанов предупреждает, что рост экономики в 2014 году может оказаться "ниже пониженного прогноза" в 0,5% и составить около нуля. "Условия, в которых придется работать в 2014 году, самые сложные, пожалуй, с момента кризиса 2008-2009 годов. Рост ВВП оценивается на достаточно низком уровне - 0,5%. Возможно, будет находиться около нуля", - заявил он.
Минэкономразвития уже понизило прогноз по росту ВВП РФ в 2014 году в базовом сценарии до 1,1% с 2,5% по предыдущему декабрьскому прогнозу, а в консервативном варианте - до 0,5%.
Силуанов предупредил, что "существуют риски снижения цен на нефть". Цена на нефть, которая "балансировала бюджет, в прошлом году составляла 113 долларов за баррель, в этом году тоже колеблется около этой величины".
"Сохраняющийся отток капитала снижает возможности для роста инвестиций в экономику и создает риски несбалансированности бюджетов. Основной причиной оттока капитала является неопределенность развития геополитической ситуации. Из 63 млрд долларов оттока капитала в первом квартале текущего года 20 млрд пришлось на рост объемов наличной иностранной валюты на руках у населения".
С учетом перевода рублей в иностранную валюту организациями отток капитала составил 50 млрд, подсчитал министр. То есть большая часть так называемого оттока, которая учитывалась по платежному балансу, - это "неопределенности геополитической ситуации, риски, которые видели население и инвесторы, и, собственно, перекладывались из рублей в валюту", считает он.
"Сейчас, слава богу, мы имеем стабилизацию валютного курса, стабилизацию курсовой политики. Надеемся, что отток капитала за счет этого фактора будет во II квартале ниже", - добавил министр.
Хочешь льготы - раскройся
Из-за очевидных проблем в экономике Минфин предлагает ввести мораторий на новые налоговые льготы. По словам Антона Силуанова, необходимо провести аудит действующих льгот, на федеральном уровне их насчитывается на сумму около одного триллиона рублей. Общий объем налоговых льгот составляет порядка двух триллионов.
Силуанов отметил, что повышению налоговых доходов регионов будет способствовать постепенное введение налога на недвижимость для физических лиц, рассчитанного с кадастровой стоимости. Эта норма будет введена с 2015 года и будет вводиться постепенно в течение пяти лет.
Минфин также предлагает "в условиях слабого экономического роста" использовать некоторые налоговые стимулы, например установить двухлетние налоговые каникулы для впервые зарегистрированных предпринимателей, упростить регистрацию и уплату налоговых платежей для работающих по патенту, определить порядок работы территорий опережающего развития на Дальнем Востоке, перечислил Силуанов.
Кроме того, среди приоритетов работы Минфина - деофшоризация и борьба с "серой экономикой". "Должен работать принцип - хочешь получить льготу по соглашению об избежании двойного налогообложения - раскройся, - сказал Силуанов. - Информация о бенефициарах позволит применить налогообложение по российскому законодательству к "контролируемым иностранным компаниям", а введение нового понятия "налогового резидента" позволит предотвратить вывод прибыли из-под налогообложения в российской юрисдикции".
Финансирование Крыма должно идти "без задвоения и затроения"
Глава Минфина информировал премьера, что некоторые министерства уже запросили дополнительные расходы на развитие Крыма и Севастополя, не пройдя необходимых проверок. Медведев считает, что финансирование присоединенных регионов должно идти "без задвоения и затроения", но объем выделения средств должен быть достаточным для их интеграции "в финансовую ткань нашей страны".
Комментируя сложившуюся ситуацию, глава Минфина сообщил, что "некоторые наши министерства заявляют расходы на Крым, на дополнительные мероприятия по Крыму, не проанализировав реальные потребности Крыма и Севастополя". Он считает такой подход неприемлемым, потому что речь может идти о "задвоении ресурсов".
"Ресурсы есть в бюджете Крыма и Севастополя, а предлагается еще выделить дополнительные средства. Хотя потребности, по данным самих же служб Крыма и Севастополя, в этих ресурсах нет", - описал ситуацию Силуанов.
Он оговорился, что "потребуются дополнительные средства, денежные ресурсы как на доведение социальных выплат к российским нормам, так и на реализацию ряда инвестиционных проектов", но призвал "крайне ответственно подходить к вопросу о выделении дополнительных расходов".