Один из двух крупнейших акционеров Новороссийского морского торгового порта - "Транснефть" поддержала идею вице-премьера Игоря Сечина о передаче госпакета порта (20%) "Роснефти"
Группа "Сумма"
Один из двух крупнейших акционеров Новороссийского морского торгового порта - "Транснефть" поддержала идею вице-премьера Игоря Сечина о передаче госпакета порта (20%) "Роснефти"
 
 
 
Один из двух крупнейших акционеров Новороссийского морского торгового порта - "Транснефть" поддержала идею вице-премьера Игоря Сечина о передаче госпакета порта (20%) "Роснефти"
Группа "Сумма"

Один из двух крупнейших акционеров Новороссийского морского торгового порта - "Транснефть" поддержала идею вице-премьера Игоря Сечина о передаче госпакета порта (20%) "Роснефти".

Президент "Транснефти" Николай Токарев и глава "Роснефти" Эдуард Худайнатов написали письмо премьеру Владимиру Путину, попросив "поддержать предложение о приватизации госпакета акций НМТП в пользу ОАО "Роснефть" по цене, определенной независимым оценщиком", сообщает "Коммерсант".

По их версии, продажа акций НМТП "Роснефти" "не только обеспечит поступление в бюджет всей рыночной стоимости 20% акций порта" (в пятницу стоили 390 млн долларов), но и будет "гарантировать защиту стратегических интересов России.

Как утверждает издание, у "Роснефти" "был ряд трудностей, связанных с перевалкой нефти в порту". "Получение пакета позволит вместе с "Транснефтью" не допускать такого на уровне операционного контроля, который сейчас фактически находится у "Суммы", говорит источник в компании.

Группа "Сумма" Зиявудина Магомедова на паритетных началах с "Транснефтью" владеет компанией Novoport, которой принадлежит 50,1% акций НМТП. Управляет портом "Сумма". В 2011 году на долю "Роснефти" пришлось около 30% в общем объеме перевалки нефти по группе НМТП, компания с 2012 года сама начала снижать объемы перевалки через Новороссийск, в том числе в связи с перераспределением грузопотоков на Усть-Лугу.

До сих пор альянс "Транснефти" и "Суммы" на рынке считали очень прочным, и нынешнее изменение позиции объясняется политическими мотивами. "Сумма" поддерживается Кремлем, сейчас во власти происходят изменения, и не факт, что компания сможет сохранить влияние.

Правительству важно, чтобы операционный контроль над портом осуществляла не "Сумма", как сейчас, а госкомпании. В "Транснефти" желание привлечь в порт "Роснефть" объясняют тем, что ее целью является не получение от актива максимальной прибыли, а создание комфортных условий работы в порту для нефтяных компаний.

Но президент "Суммы" Александр Винокуров считает, что приход в НМТП "Роснефти" может создать дискриминационные условия для других клиентов порта. "Кроме того, передача госпакета госкомпании противоречит политике приватизации, провозглашенной руководством страны. Рассуждения о защите государственных интересов так же несостоятельны - их адекватно защищает право государства на "золотую акцию", - говорит топ-менеджер.

Глава агентства Infranews Алексей Безбородов полагает, что "Роснефть" вряд ли улучшит эффективность управления портом. Терминалы нефтекомпании в Находке, Архангельске и Хабаровском крае, поясняет свою позицию эксперт, не имеют строго положительной динамики по грузообороту. Перевалка грузов НМТП в 2011 году увеличилась на 2,7%, тогда как в целом по российским портам рост был в полтора раза меньше.