Москва начала кампанию по возвращению "тихо приватизированной" нефтяной промышленности Башкирии
Архив NEWSru.ru
Москва начала кампанию по возвращению "тихо приватизированной" нефтяной промышленности Башкирии Урал Рахимов может лишиться всех приватизированных им нефтедобывающих и перерабатывающих предприятий
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Москва начала кампанию по возвращению "тихо приватизированной" нефтяной промышленности Башкирии
Архив NEWSru.ru
 
 
 
Урал Рахимов может лишиться всех приватизированных им нефтедобывающих и перерабатывающих предприятий
Архив NEWSru.ru
 
 
 
В 2002 году президент Башкирии Муртаза Рахимов разрешил основным нефтяным государственным компаниям региона продавать свои активы с аукциона
Архив NEWSru.ru

Москва начала кампанию по возвращению "тихо приватизированной" нефтяной промышленности Башкирии. Как сообщат газета "Коммерсант", арбитражный суд Москвы начал рассматривать иск налоговиков, из-за которого сын президента Башкирии Урал Рахимов может лишиться всех приватизированных им нефтедобывающих и перерабатывающих предприятий. Компанию Урала Рахимова фактически обвиняют в том, что за длинной цепочкой подставных фирм он пытался "спрятать" от государства предприятия, приватизированные с серьезными нарушениями.

В 2002 году президент Башкирии Муртаза Рахимов разрешил основным нефтяным государственным компаниям региона продавать свои активы с аукциона. Эксперты оценили тогда эти активы в 2 млрд долларов. Ожидалось, что за добывающие мощности развернется острая борьба между нефтяными флагманами России, однако через сеть подставных компаний вся нефтяная промышленность республики перешла в холдинг "Башкирский капитал", который, как считается, контролируется сыном президента Уралом Рахимовым.

Аудиторы Счетной палаты, которые в 2003 году провели проверку приватизации нефтяного сектора Башкирии, назвали "тихую" приватизацию основных предприятий ТЭК республики "самым беспрецедентным случаем хищения активов из федеральной собственности в истории нефтеперерабатывающих компаний России". Как рассказал советник председателя Счетной палаты Вячеслав Игнатов, федеральная казна не получила по 38% акций 13 ключевых предприятий ТЭКа региона.

В 2003 году по материалам проверки было возбуждено уголовное дело по статье "Причинение крупного имущественного ущерба путем злоупотребления доверием". Дело было передано следственному комитету МВД РФ по Приволжскому федеральному округу, однако о результатах расследования ничего неизвестно.

В 2005 году "Башкирский капитал" за 600 млн долларов продала блокирующие или близкие к ним пакеты акций своих предприятий АФК "Система". Также в 2005 году "Башкирский капитал" неожиданно равными долями безвозмездно передал контрольные пакеты акций предприятий ТЭКа республики четырем благотворительным фондам - "Уралу", "Инзеру", "Агидели" и "Юрюзани". Вскоре после этого бумаги перешли к четырем одноименным ООО. Однако участники рынка единодушны в том, что Рахимов и его партнеры продолжают контролировать эти акции.

Государство решило полностью вернуть себе свою бывшую собственность

По мнению экспертов, реорганизация компании и начавшаяся ликвидация "Башкирского капитала" была попыткой "спрятать" активы и очистить их от возможных претензий со стороны государства. Однако 18 декабря 2006 года налоговики предъявили четыре иска, оспаривая саму процедуру передачи акций нефтяных компаний от "Башкирского капитала" благотворительными фондам, которые, кстати, были созданы физическими лицами накануне сделки.

В исках налоговики требуют признать недействительными все сделки по передаче акций как "совершенные с целью, противной основам правопорядка и нравственности". Статья 169 Гражданского кодекса предусматривает взыскание в доход государства всего, что по таким сделкам было получено - то есть, если иски будут удовлетворены, то доли компаний должны будут немедленно перейти государству. В ходе заседания стало известно, что суд уже запретил всем структурам, владеющим акциями, любые сделки с этими бумагами.

На вчерашнем предварительном заседании суда лично присутствовал начальник юридического управления ФНС Антон Устинов, участвующий в делах исключительной важности. В исках налоговики требуют признать недействительными все сделки по передаче акций как "совершенные с целью, противной основам правопорядка и нравственности". Статья 169 Гражданского кодекса (ГК) предусматривает взыскание в доход государства всего, что по таким сделкам было получено. В ходе заседания стало известно, что суд уже принял обеспечительные меры, запретив ООО, владеющим акциями в настоящий момент, любые сделки с этими бумагами.

Кроме того, представители ФНС заявили, что после безвозмездной передачи акций компания "Башкирский капитал" не уплатила налог на прибыль и претензии к ней составляют 42 млрд рублей.

По словам экспертов, истцы со стороны государства тщательно продумали ход дела, предусмотрев всевозможные юридические лазейки, которые могли бы помочь собственникам компаний избежать конфискации. Теперь, если суд удовлетвори иск налоговиков, то контрольные пакеты акций предприятий башкирского ТЭК перейдут государству.

Миноритарные акционеры - компания АФК "Система" - по этому поводу не волнуются. "Мы являемся добросовестным приобретателем долей в башкирских компаниях, - заявили представители "Системы". - Поэтому за судьбу своих долей у нас нет никаких оснований беспокоиться. Также мы уверены, что на общей капитализации компании идущие сейчас процессы никак не скажутся".

В совокупности башкирские предприятия перерабатывают около 20 млн тонн нефти в год (8% от всей российской нефтепереработки), "Башнефть" добывает около 12 млн тонн нефти (2,5% российской добычи). Совокупная прибыль компаний по итогам января-сентября 2006 года превысила 21,5 млрд руб.

Урал Рахимов родился в 1961 году, окончил Уфимский нефтяной институт. С 1999 по 2001 год. был председателем совета директоров ОАО "Башкирская топливная компания", в которую входили "Башнефть", "Башкирнефтепродукт" и четыре НПЗ - Уфимский, "Новойл", "Уфанефтехим" и "Уфаоргсинтез".

Затем Рахимов был консультантом ООО "Бюро правовой экспертизы", а затем гендиректором ООО "Институт региональной экономики и права". До 2005 года он также возглавлял совет директоров "Башнефти". В мае2006 года он вернулся на пост гендиректора компании "Башнефть".