Басманный суд Москвы арестовал на два месяца основателя инвестиционного фонда Baring Vostok Майкла Калви, подозреваемого в хищении 2,5 млрд рублей у банка "Восточный", передает ТАСС. Согласно постановлению суда, Калви будет содержаться под стражей до 13 апреля.
В течение 10 суток ему должно быть предъявлено обвинение, в противном случае Калви будет освобожден. Суд пришел к выводу, что основатель фонда обладает значительными ресурсами, чтобы скрыться или оказать давление на свидетелей. Суд также учел его американское гражданство, наличие у Калви значительных финансовых ресурсов и связей.
"Только содержание подозреваемого Калви под стражей может обеспечить интересы следствия", - указал в постановлении судья Артур Карпов. Адвокаты просили суд отправить подозреваемого под домашний арест по месту жительства в Москве либо отпустить под залог до 5 млн рублей, пишут "Ведомости". Защита обжалует решение суда и будет настаивать на мере пресечения, не связанной с заключением под стражу, сообщил адвокат Дмитрий Клеточкин.
Помимо Калви на два месяца арестованы еще пять фигурантов дела - партнер инвестиционного фонда Baring Vostok гражданин Франции Филипп Дельпаль, сотрудники Baring Vostok Ваган Абгарян и Иван Зюзин, гендиректор "Первого коллекторского бюро" (ПКБ) Максим Владимиров, а также советник главы правления ПАО "Норвик Банк", экс-глава правления банка "Восточный" Алексей Кордичев.
Все пятеро были арестованы 15 февраля. Меру пресечения для самого Калви суд с первого раза избрать не смог. Заседание в пятницу длилось три часа с перерывами, суд дважды удалялся на совещание и в итоге решил перенести заседание на 72 часа для сбора дополнительных доказательств, пишет The Bell.
Защита Калви в суде предоставила пачку рекомендательных писем, в том числе от владельцев онлайн-кинотеатра Ivi.ru, компании "Семейный доктор", от Американской торговой палаты в России и космонавта Алексея Леонова, который раньше отвечал в Baring Vostok за связи с госорганами.
В защиту предпринимателя также выступили глава Сбербанка Герман Греф, бизнес-омбудсмен Борис Титов, гендиректор Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев и председатель Российского совета фондов прямых инвестиций Анатолий Чубайс. Об уголовном деле доложили президенту РФ Владимиру Путину.
Суть дела
Майклу Калви вменяется ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере или повлекшее лишение права гражданина на жилое помещение). Потерпевшими по делу признаны член совета директоров и акционер банка "Восточный" Шерзод Юсупов и сам банк, сказал адвокат Калви в субботу в Басманном суде.
Заявление на Майкла Калви и его коллег написал акционер банка "Восточный" Шерзод Юсупов. По версии следствия, основанной на заявлении Юсупова и подкрепленной следственными действиями ФСБ, подконтрольная Калви компания "Первое коллекторское бюро" должна была "Восточному" около 2,5 млрд рублей.
Калви и пятеро арестованных топ-менеджеров решили урегулировать долг на невыгодных для банка условиях, считает следствие. Для этого они провели через собрание акционеров "Восточного" решение, по которому банк получил в счет долга от ПКБ 59,9% акций принадлежавшей коллекторскому бюро люксембургской компании International Financial Technology Group (IFTG).
На собрании Калви и его коллеги заявили, что стоимость активов этой компании составляет 3 млрд рублей. По версии ФСБ, их максимальная стоимость - 600 тысяч рублей.
Калви своей вины не признает и опровергает, что стоимость ценных бумаг была завышена. Накануне на заседании суда основатель Baring Vostok отметил, что реальную стоимость акций "можно легко выяснить", а вывод о том, что они стоят от 2 до 3 млрд рублей, делал независимый оценщик, передает РБК.
Показания Шерзода Юсупова, на основании которых заведено уголовное дело, Калви объясняет корпоративным конфликтом. Показания против остальных фигурантов дал бывший председатель правления банка "Восточный" Алексей Кордичев. По словам его адвоката, Кордичев "раскрывает всю структуру этого преступления", а также сообщил информацию о всех соучастниках, об их роли и должностном положении.
Откуда взялась стоимость акций в 600 тысяч рублей
В субботу суд попытался разобраться в оценке акций IFTG. Обвинение представило письмо от акционеров банка "Восточный", которые якобы заказали независимый аудит, и он показал, что стоимость спорного пакета IFTG составляла 600 тысяч рублей. При этом аудитора следователь не назвал.
Адвокат Калви утверждает, что на самом деле обвинение ссылается на документ под названием "экспертиза компании": в нем указывается, что "фактическая стоимость пакета может меняться" в зависимости от прав владельцев акций IFTG.
Сам Калви пояснил, что в старом уставе компании содержалась техническая ошибка, которая ограничивала права некоторых акционеров, что могло отразиться на оценке актива. Однако при сделке с "Восточным" устав был исправлен. Калви отметил, что минимальная чистая прибыль IFTG составляет более 100 млн рублей в год, поэтому даже половина компании не может стоить 600 тысяч рублей.
Следователь утверждал, что Baring Vostok опирается на оценку пакета акций, проведенную по международным стандартам, а в России нужно оценивать по российским законам, в частности, по закону об оценочной деятельности. Адвокат Клеточкин возразил, что сделка не требовала оценки по российским стандартам, и все ее стороны были согласны с международной оценкой.
Перед тем, как вынести решение об аресте Калви, судья отчитал обвинение за то, что в аудиторских документах спорная стоимость IFTG указана в долларах. Следователь не смог ответить на вопрос судьи о том, каким был курс на момент совершения сделки. "Вы вообще откуда взяли эту цифру - 600 тысяч?" - цитирует судью The Bell.
Адвокат Калви на субботнем заседании выразил несогласие с тем, что в число потерпевших был включен акционер банка "Восточный" Шерзод Юсупов. По его словам, потерпевшим по делу может считаться только сам банк.
"Ему [Юсупову] лично никакого ущерба не допущено. Да, ущерб мог понести банк, но не Юсупов. Если следовать логике следствия, то еще одним потерпевшим по этому делу является фонд Baring Vostok, в лице представителя Майкл Калви почему-то тут в клетке", - цитирует адвоката Клеточкина Русская служба ВВС.
Ранее защита жаловалась, что материалы дела готовились в спешке и по отмашке из ФСБ: Следственному комитету удалось за пять дней собрать доказательства причастности Калви к хищению денег у "Восточного".