Премьер-министр Литвы Альгирдас Бразаускас заявил накануне, что строительство Северо-Европейского газопровода (СЕГ) между Россией и Германией, соглашение о котором было подписано на прошлой неделе, обернется катастрофой для Балтийского моря
ve.lt
Премьер-министр Литвы Альгирдас Бразаускас заявил накануне, что строительство Северо-Европейского газопровода (СЕГ) между Россией и Германией, соглашение о котором было подписано на прошлой неделе, обернется катастрофой для Балтийского моря Это первая реальная попытка помешать осуществлению проекта и, возможно, начало войны стран Балтии и Польши против российско-германского газополитического альянса
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Премьер-министр Литвы Альгирдас Бразаускас заявил накануне, что строительство Северо-Европейского газопровода (СЕГ) между Россией и Германией, соглашение о котором было подписано на прошлой неделе, обернется катастрофой для Балтийского моря
ve.lt
 
 
 
Это первая реальная попытка помешать осуществлению проекта и, возможно, начало войны стран Балтии и Польши против российско-германского газополитического альянса
Архив NEWSru.ru
 
 
 
Трасса СЕГ проходит по акватории Балтийского моря от Выборга (Ленинградская область) до Грайсвальда (Германия). Газопровод протяженностью 1200 км будет введен в эксплуатацию, по информации "Газпрома", в 2010 году
Архив NEWSru.ru

Премьер-министр Литвы Альгирдас Бразаускас заявил накануне, что строительство Северо-Европейского газопровода (СЕГ) между Россией и Германией, соглашение о котором было подписано на прошлой неделе, обернется катастрофой для Балтийского моря. Это первая реальная попытка помешать осуществлению проекта и, возможно, начало войны стран Балтии и Польши против российско-германского газополитического альянса, полагает "Коммерсант".

Реакция тамошних политиков на подписание соглашения с самого начала была гневной. Однако только вчера была предпринята первая реальная попытка торпедировать проект: впервые руководитель одной из обойденных газопроводом стран официально заявил, что этот проект опасен для экологии.

По данным литовских защитников окружающей среды, со времен второй мировой войны на балтийском дне покоятся залежи химического оружия гитлеровской Германии, и вполне может оказаться, что трасса СЕГ пройдет через эту химическую свалку. В этом случае Балтийскому морю грозит экологическая катастрофа.

Где пройдет СЕГ

Трасса СЕГ проходит по акватории Балтийского моря от Выборга (Ленинградская область) до Грайсвальда (Германия). Газопровод протяженностью 1200 км будет введен в эксплуатацию, по информации "Газпрома", в 2010 году. На первом этапе планируется строительство одной нитки пропускной способностью 27,5 млрд кубометров газа в год. Проектом предусмотрено строительство второй нитки, которая увеличит мощность СЕГ до 55 млрд кубометров. Это позволит снять половину объема газа с украинского направления экспорта. Суммарные инвестиции в проект составят свыше 4 млрд евро. Соглашение о строительстве газопровода было подписано неделю назад в Берлине руководителями компаний "Газпром", BASF и E.ON AG во время визита президента РФ Владимира Путина в Германию.

Строительство газопровода - вопрос политический

Подобная истерия в Польше и Прибалтике по поводу нового проекта газопровода вовсе не случайна. Новая труба станет ключевым фактором, влияющим на политику в регионе.

То, как экспорт и транзит газа влияют на национальную политику, хорошо прослеживается на примере Украины. Еще в конце 90-х взаимоотношения между Россией и Украиной были крайне напряженными. Москва, по существу, оказалась в зависимости от Киева, поскольку именно через украинскую территорию пролегал единственный газопровод из России в Западную Европу. Монополия "Нефтегаз Украины" славилась своими колоссальными долгами "Газпрому" и воровством российского газа.

Именно для того, чтобы избавиться от транзитной зависимости от Украины, Москва начала разрабатывать проект газопровода в обход Украины. В конце 1999 года труба Ямал–Европа была торжественно открыта президентом Белоруссии Александром Лукашенко. Строительство газопровода еще не было закончено, а в политике Киева уже наметился коренной поворот. В 2000 году ушло в отставку прозападное правительство Виктора Ющенко. Леонид Кучма зачастил в Москву, замечая, что "отношения между двумя странами сделали колоссальный шаг вперед".

Украина перестала воровать газ, а Россия получила мощнейший рычаг для давления на Киев. Если до этого отключение газа было чревато срывом поставок российского газа европейским потребителям и, соответственно, штрафными санкциями для "Газпрома", то после запуска первой ветки Ямал–Европа газовые войны между Россией и Украиной прекратились: Киев лишился козырей.

Однако и новый газопровод в обход Украины через Белоруссию, Польшу и Словакию оказался для России не идеальным. Новые газовые партнеры все меньше устраивали Москву. Польша, вступающая, а затем вступившая в НАТО и ЕС, стала играть все большую роль в Восточной Европе, явно претендуя на роль европейского опекуна бывших советских республик – Белоруссии и Украины. Пролегающий по ее территории газопровод Ямал–Европа усиливал ее позиции. Доверие между Москвой и Варшавой было окончательно подорвано в конце прошлого года. Польша поддержала "оранжевую революцию" на Украине и всячески лоббировала ее на Западе, а президент Александр Квасьневский обошел Владимира Путина в личном противоборстве: лоббист Виктора Ющенко оказался сильнее лоббиста Виктора Януковича.

Не менее проблемный сосед – Белоруссия. Режим Александра Лукашенко, вроде бы дружественный, совершенно непредсказуем. Еще два года назад Москве приходилось вести против Минска полномасштабную газовую войну, добиваясь повышения выплат. Планируя построить третий путь в Европу для российского газа напрямую, в обход всех, Россия наносит удар сразу по всем транзитным странам. И Украина, и Белоруссия, и Польша лишаются всех своих былых прав и привилегий.

Соглашение о строительстве СЕГ выводит Москву на совершенно иной политический уровень в Европе – фактически это означает, что Россия заключает нерушимый политический союз с Германией.