По данным ФНС, с января по май этого года в консолидированный бюджет собрано на 0,4% меньше налогов, чем за тот же период прошлого года
Фото NEWSru.ru
По данным ФНС, с января по май этого года в консолидированный бюджет собрано на 0,4% меньше налогов, чем за тот же период прошлого года
 
 
 
По данным ФНС, с января по май этого года в консолидированный бюджет собрано на 0,4% меньше налогов, чем за тот же период прошлого года
Фото NEWSru.ru

По данным ФНС, с января по май этого года в консолидированный бюджет собрано на 0,4% меньше налогов, чем за тот же период прошлого года. Падение незначительное, но оно произошло впервые с кризисного 2009 года, отмечают "Ведомости".

В процентах ВВП снижение более драматическое: с 19,7 до 17,8% ВВП, приводит данные эксперт Экономической экспертной группы Александра Суслина. Еще по итогам четырех месяцев налоговые поступления показывали рост на 8% год к году, отмечает директор Центра развития Высшей школы экономики Наталья Акиндинова, но майская экономическая статистика печальна.

ФНС прямо связывает недобор налогов с замедлением роста экономики. В I квартале снижение подтверждали многие индикаторы - индекс промышленного производства, грузооборот транспорта, инвестиции в основной капитал. А на поступления налоговых платежей негативно повлияли те же факторы, что и в кризисный 2009 год, - снижение прибыли компаний и цен на нефть.

Прибыль компаний в 2013 году начала снижаться из-за стагнации промышленного производства, объясняло Минэкономразвития. По данным Росстата, в I квартале сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) предприятий упал на 29,1% в годовом выражении. Сокращается инвестиционная активность: капитальные вложения за тот же период снизилось на 0,2%.

Плохая конъюнктура снизила и поступления по НДПИ на 0,5%. Сказалось и уменьшение добычи нефти: в I квартале на 0,7% в годовом выражении.

Недостачу по налогу на прибыль придется компенсировать из нефтегазовых доходов: цена на нефть все же пока выше плановой. А вот регионам придется туго - им придется либо резать расходы, либо искать средства на рынке публичного долга, хотя их долговая нагрузка и так критична.

По прогнозам Standard & Poor's, долг регионов вырастет с 1,5 до 2 трлн рублей на конец текущего года. Замедляющийся экономический рост увеличит дефициты региональных бюджетов к 2015 году в среднем до 9% против 3% в 2012 г., оценивал заместитель гендиректора Standard & Poor's Карен Вартапетов.