Интеграция России и ОПЕК создаст необходимую платформу для стабильных поставок и ценоопределения, а потребители будут избавлены от необходимости регулярно содрогаться от сводок с Нью-Йоркской товарной биржи. Сегодняшняя судьба России зависит от нефти, поэтому есть ирония в том, что цена на нее определяется не российскими экспортерами, пишет в своей статье в "Ведомостях" вице-президент ОАО "Лукойл" Леонид Федун.
"Нет смысла тратить время на доказательства огромной роли экспорта нефти в экономике и социальной сфере России: сегодня нефть - это наша судьба. И ирония судьбы в том, что она, к сожалению, определяется не нами. За последние 20 лет наша страна дважды переживала потрясения, связанные с резким падением мировых цен на нефть. Первый обвал завершился распадом СССР, второй - дефолтом", - пишет Федун.
- Нефть отреагировала на саммит G20, подешевев на один доллар
По его мнению, основная проблема здесь в том, что нефть - это биржевой товар и удобный инструмент для финансовых спекуляций. Объем этого рынка в 20 раз превышает объемы реальных продаж нефти. "Торгуя, по сути, воздухом, спекулянты разгоняют или роняют рынок, нанося огромный ущерб мировой экономике", - считает эксперт.
Создание ОПЕК - это попытка внести стабильность в экономику хаоса. Нефть - это невозобновляемый ресурс, добыча которого обходится все дороже, а запасов становится все меньше. За последние 20 лет в мире не было открыто ни одного значительного месторождения с легкоизвлекаемыми запасами, сравнимыми с открытиями 70-х годов. Сегодня же эти месторождения на шельфах Северного и Карибского морей, на Аляске и в Западной Сибири находятся в фазе падающей добычи - естественное падение составляет от 6,5% до 9% в год, отмечает Федун. Стоит отметить, что в этом его оценки совпадают с недавним прогнозом Международного энергетического агентства.
Компенсировать это падение можно за счет разработки трудноизвлекаемых запасов на глубоководном и Арктическом шельфах, тяжелой нефти в Канаде, Венесуэле и России, что в свою очередь требует гигантских финансовых ресурсов. Если же цена останется на уровне 75 долларов за баррель или ниже, то через пять лет предложение нефти сократится примерно на 250 млн тонн в год, что грозит неудовлетворением мирового спроса и образованием нового нефтяного пузыря, прогнозирует Федун.
При существующей сегодня налоговой нагрузке многие месторождения рентабельны для разработки только при цене выше 95 долларов за баррель. Но едва ли какая компания будет инвестировать в такое месторождение при цене в 50 долларов за баррель. Нефтяникам и потребителям нефти необходима долгосрочная ценовая стабильность, которую может дать более четкая координация деятельности всех основных экспортеров сырья, пишет вице-президент "Лукойла".
Необходимую платформу для стабильности поставок и ценоопределения, полагает он, как раз и создаст интеграция России и ОПЕК. Объединенная доля России и ОПЕК в мировых доказанных запасах составит 85%, а в добыче - 53%. Потребители будут уверены в долгосрочных поставках по справедливой цене, а россияне - избавлены от необходимости раз в 10 лет содрогаться от сводок с Нью-Йоркской товарной биржи.
Как полагает Леонид Федун, Россия сегодня готова к более тесному сотрудничеству с ОПЕК - и если речь пойдет не о вступлении в эту организацию, то, по крайней мере, о полноправным ассоциированном членстве.