Рынок получил "системный" повод для расстройства: в Кремле ждут реакции на арест Евтушенкова
Russian Look
Рынок получил "системный" повод для расстройства: в Кремле ждут реакции на арест Евтушенкова
 
 
 
Рынок получил "системный" повод для расстройства: в Кремле ждут реакции на арест Евтушенкова
Russian Look

Новость о том, что глава АФК "Система" помещен под домашний арест, оказалась разрушительной для российского рынка акций. Евтушенков, глава и крупнейший акционер "Системы", был обвинен в отмывании денег и арестован Басманным судом по делу "Башнефти".

После дела, напомнившего о разгроме ЮКОСа более 10 лет назад, котировки "Системы" продемонстрировали 35%-ое снижение относительно предыдущего закрытия. Такого падения эти акции не испытывали за все время публичных торгов. Даже осенью кризисного 2008 года акции холдинга не теряли более 23 процентов за сессию, сообщает Reuters.

Дискретный аукцион акциями "Системы", введенный биржей на полчаса в начале торгов из-за падения котировок более чем на 20%, не помог улучшить динамику бумаг после возвращения обычного режима торгов. Котировки уже достигли 23,6 рубля, минимальной цены с декабря 2012 года. Расписки компании в Лондоне обвалились более чем на 37%.

Накануне Кремле не исключили негативную реакцию рынка в связи с домашним арестом Владимира Евтушенкова. Однако, по мнению пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, "эмоциональная реакция" - это не повод препятствовать следственным действиям. Любую политику в связи с арестом предпринимателя Песков отмел.

АФК "Система" - один из крупнейших российских частных холдингов. Основные активы - сотовый оператор МТС и его дочерняя структура МГТС, компания "Башнефть", розничная сеть "Детский мир" и другие.

О том, что покупкой "Башнефти" интересуется "Роснефть", СМИ заговорили более года назад. Между тем, на рынке "Башнефть" стоит около 11 млрд долларов, это одна из немногих российских нефтяных компаний, которая в последние годы активно наращивает добычу. Ей досталось одно из крупнейших среди проданных государством за недавнее время месторождений имени Требса и Титова. Кроме того, у "Башнефти" один из самых высоких показателей переработки нефти среди всех компаний отрасли.

Как "Роснефть" приготовилась поглотить еще одну частную компанию

Основной актив "Системы" - "Башнефть" и ее четыре башкирских НПЗ несколько лет подряд были в центре громких корпоративных скандалов. До 2009 года компании, как считалось, контролировались структурами Урала Рахимова, сына бывшего президента Башкирии Муртазы Рахимова.

С 2005 года АФК "Система" Владимира Евтушенкова начала скупать блокирующие пакеты акций башкирских компаний, но смогла заполучить в них контроль только в 2009 году, напоминает Forbes. А в промежутке башкирский ТЭК отбивался от атак российских налоговиков: акции предприятий были арестованы, а налоговая служба в судах добивалась их возврата в госсобственность.

Получив контроль над башкирским ТЭКом, "Система" перевела "Башнефть" и НПЗ на единую акцию, и теперь на нефтяной сегмент приходится около 50% консолидированной выручки холдинга.

"Башнефть" считается следующей мишенью для поглощения государственной компанией "Роснефть". Как писали ранее "Ведомости", "люди, связанные с "Роснефтью", делали предложения акционерам "Башнефти" о приобретении компании либо о других формах взаимодействия", но стороны не сошлись в цене.

Владелец Независимой нефтегазовой компании Эдуард Худайнатов некоторое время назад встречался с председателем совета директоров "Башнефти" Феликсом Евтушенковым, сыном основного владельца "Системы" Владимира Евтушенкова, и предложил объединить "Башнефть" с ННК, но получил отказ.

Худайнатов считается человеком президента "Роснефти" Игоря Сечина. В 2010-2012 гг. он сам был ее президентом, а Сечин возглавлял совет директоров. В мае 2012 года Сечин встал у руля госкомпании, а Худайнатов стал его первым замом. Но затем он ушел из "Роснефти", объявив о создании ННК, целью которой назвал скупку перспективных нефтегазовых активов.

Чтобы защитить "Башнефть" от недружественного поглощения, АФК подготовила ее к SPO. Но в начале июля, когда нефтяная компания уже была готова к этой процедуре, стало известно об иске миноритарного акционера "Башнефти" 75-летней Раили Иноземцевой, владеющей десятью акциями компании, относительно лицензии на крупнейший актив НК - месторождения Требса и Титова.

А 14 и 16 июля по ходатайству Следственного комитета России Басманный суд Москвы арестовал 85% голосующих акций "Башнефти", принадлежащих "Системе" и ее структуре. Арест был наложен в рамках возбужденного в апреле уголовного дела в отношении Урала Рахимова, сына экс-президента Башкирии Муртазы Рахимова. Рахимов-младший, структуры которого в 2005 и 2009 гг., как считается, и продавали акции предприятий башкирского ТЭКа "Системе", подозревается в незаконном присвоении и легализации акций "Башнефти".

Как считает глава аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник, нынешние нападки на "Башнефть" должны снизить ее стоимость и облегчить недружественное поглощение. Сегодняшняя рыночная стоимость "Башнефти" достигает 11,7 млрд долларов, но "потенциальный покупатель не собирается идти на такие условия". По мнению главы Общественной палаты Башкирии Рамиля Бигнова, "уголовное дело как раз и преследует цель - снизить цену настолько, чтобы это устроило крупного игрока, к примеру, до 2 млрд долларов".

С другой стороны, в памяти инвесторов еще свежа история миноритариев ТНК-ВР, поглощенной "Роснефтью". Тогда Сечин, во-первых, отказался выкупать доли миноритариев, а во-вторых, вывел из ТНК-ВР наличные средства, оставив мелких акционеров без дивидендов, которые до этого щедро выплачивались предыдущими владельцами, напомнил "Дождь".

Консолидация нефтяных активов в руках государства принесет больше вреда, чем пользы

Журнал "Компания" рещил выяснить, поможет ли консолидация нефтяных активов "под крылом" госкомпании улучшить состояние нефтяной отрасли, прогнозы развития которой нерадужные.

За 2013 год добыча нефти в РФ выросла всего на 1,3%. По самым скромным прогнозам, в ближайшие годы добыча может упасть на 5-6% вследствие истощения старых месторождений и проблем с запасами и разработкой новых. Из-за санкций, ограничивающих доступ к американским и европейским технологиям извлечения запасов, эта цифра способна вырасти еще.

В столь опасной ситуации государство сделало главной консолидирующей компанией "Роснефть": в нее влились и бывшие активы ЮКОСа, и ТНК-BP. "Башнефть" также оказалась в поле ее зрения.

Эксперты полагают, однако, что продолжающаяся консолидация принесет больше вреда, чем пользы. Монополизация нефтяной отрасли неизбежно приведет и к снижению доходов от продажи лицензий на месторождения: некому будет участвовать в аукционах.

Второй аргумент касается инвестиций. Консолидация активов под "крылом" государства насильственными методами отпугивает инвесторов от отрасли. "Когда все новые месторождения получают госкомпании или компании, которые имеют достаточный административный ресурс, о каком инвестиционном климате может идти речь? Вспомним, что американские компании вышли из состава акционеров "Лукойла" под предлогом того, что они не видят никаких перспектив развития компании в России", - отмечает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

При вытеснении частного капитала из отрасли у государства возникает необходимость наращивать инвестиции в госкомпании. А их аппетиты чрезвычайно высоки: "Роснефть" снова обращается за помощью к государству и просит выделить ей 1,5 трлн рублей из Фонда национального благосостояния.

Про продажу акций госкомпаний можно на ближайшие годы забыть, инвесторов уже успели напугать, считает издание. По выплате дивидендов "Роснефть" также не лидер отрасли. Инициатива поднять для госкомпаний порог минимальных дивидендов до 35% от чистой прибыли по МСФО утихла, в итоге государство не получает возврата на капитал.

Главная проблема нефтянки - стагнация добычи - также не решается консолидацией активов под госкомпаниями. Как показывает мировой и российский опыт, корпорации всегда жертвуют проектами, не предлагающими высокой доходности. Таким образом, на небольших, но важных месторождениях, поддерживающих свои регионы, будет наблюдаться спад инвестиций и развития.

Доразведкой и разработкой небольших и сложных месторождений обычно занимаются локальные игроки. В США, например, более 10 000 не зависимых от крупных компаний нефтяных предприятий, обеспечивающих около 40% всей добычи нефти. В результате за последние три-четыре года США сделали невероятный рывок в добыче "черного золота", она увеличилась почти на 30%. Особенно показателен 2013 год: добыча в США выросла на 13,5%, а в России всего на 1,3%.