Количество офисов российских банков сократилось из-за роста доступности дистанционных финансовых услуг
Global Look Press
Количество офисов российских банков сократилось из-за роста доступности дистанционных финансовых услуг
 
 
 
Количество офисов российских банков сократилось из-за роста доступности дистанционных финансовых услуг
Global Look Press

Количество действующих офисов банков в 2016 году сократилось на 8,7% (в 2015 году - на 11,2%, в 2014 году - на 4,1%), передает "Интерфакс" со ссылкой на данные замера индикаторов финансовой доступности, проведенного Банком России.

В России, как показало это исследование, сохраняется тенденция к уменьшению количества офисов финансовых организаций и наблюдается устойчивый рост использования населением дистанционных финансовых услуг, подчеркивается в сообщении ЦБ РФ.

Также выяснилось, что уменьшилось и количество банкоматов с функцией выдачи и/или приема наличных денег с использованием платежных карт (на 2,6%), а также количество банкоматов с функцией приема наличных денег без использования платежных карт (на 5,7%). Данная тенденция является общемировой, поскольку происходит постепенное замещение контактного обслуживания дистанционным, что приводит к снижению потребности в офисах.

"Доля взрослого населения, использующего дистанционный доступ к банковским счетам для перевода денежных средств (интернет-банкинг, мобильный банкинг), значительно увеличилась (с 23,7% в 2016 году до 31,5% в 2017 году). В частности, доля взрослого населения, использующего для перевода денежных средств мобильное устройство, выросла с 20,7% в 2016 году до 29,6% в 2017 году (в 2015 году данный показатель был равен 16,8%)", - говорится в сообщении регулятора.

На 18,9% выросло количество электронных терминалов, установленных в организациях торговли (услуг), а также количество счетов, которые могут использоваться для проведения платежей, открытых физическим лицам (на 5,3%), юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (на 4,1%).

В этой связи дополнительную значимость для малых городов и сельской местности, где проникновение дистанционных финансовых услуг пока не так велико, приобретает деятельность некредитных финансовых организаций, таких как кредитные кооперативы и МФО.

Замер 2017 года показывает, что данный сегмент населения чаще пользуется займами в некредитных финансовых организациях (в том числе в МФО), чем население в целом по стране (6,9 и 5,7% соответственно).

В вопросе предоставления финансовых услуг населению отдаленных и малодоступных регионов может также оказаться полезной реализация концепции пропорционального регулирования кредитных организаций. Предполагается, что банкам с базовой лицензией будет проще достигать окупаемости при работе в небольших населенных пунктах, поскольку регуляторные требования к ним будут смягчены.

ЦБ также отмечает, что, по данным замеров, последовательно снижается уровень недоверия граждан к финансовым организациям. Так, доля населения, испытывающего недоверие к любым финансовым организациям, уменьшилась с 4% в 2016 году до 2,9% в 2017 году (в 2015 году данный индикатор был равен 11,9%). Банк России уверен, что уровень доверия между участниками финансового рынка является качественным показателем его стабильности.