Вчера в Алжире министры стран, владеющих 70% запасов природного газа, единогласно договорились котировать цены на газ на спотовых рынках по аналогии с нефтяными. Правда, как именно это решение повлияет на биржевые цены, участники встречи не объяснили, пишет "Коммерсант".
В Оране, втором по величине городе Алжира, прошло совещание Форума стран-экспортеров газа (ФСЭГ). Накануне три ключевых участника - министры энергетики России, Алжира и Катара - встретились на неофициальном обеде. Они обсуждали, что делать с избытком газа в Европе и как удержать цены на приемлемом для производителей уровне после свершившейся в США "газовой революции". Объем добычи сланцевого газа за три года вырос в два с половиной раза, обвалив цены на 40%.
Министр энергетики Алжира Шакиб Хелиль заявил, что нельзя продолжать работать в условиях, когда "газ стоит 144 долларов за тысячу кубометров или в двадцать раз дешевле нефти, тогда как традиционно газ был дешевле нефти всего в десять раз". Для решения этой проблемы алжирский министр предложил всем странам-членам ФСЭГ скоординированно сократить объем добычи газа. Если бы это предложение было принято, то ФСЭГ стал бы газовым аналогом ОПЕК - главным инструментом игры картеля на нефтяном рынке является именно согласованное увеличение или сокращение объемов добычи в соответствии с квотами.
Однако Россия и Катар от этой инициативы отказались. "Тройка так и не пришла к взаимопониманию",- сказал по итогам встречи глава Минэнерго РФ Сергей Шматко. Москва и Доха и ранее опасались проведения аналогий между ФСЭГ и ОПЕК, которое вызывало резкую реакцию со стороны Вашингтона. Зато по окончании форума его участники нашли другой способ бороться с низкими ценами на газ. "Мы единогласно приняли совместное заявление, резолюцию. Наша цель - добиться привязки цен на газ к нефтяному эквиваленту",- пояснил Сергей Шматко. По сути, речь идет о том, что газовые цены на бирже будут определяться по аналогии с мировыми котировками на нефтепродукты (мазут и газойль). Подобный механизм ценообразования зафиксирован в долгосрочных контрактах на поставки газа, по которым работает "Газпром".
Это решение - безусловная победа России, поскольку до сих пор эксперты считали, что Катар не поддержит никакие инициативы конкурентов. "То, что прибыльно для Катара, убыточно для "Газпрома",- рассуждал незадолго до итогов саммита глава East European Gas Analysis Михаил Корчемкин.- В этом году Qatargas введет в строй две очереди заводов СПГ. Не думаю, что Катар откажется от этих планов ради благополучия "Газпрома" или алжирского Sonatrach". Тем не менее Москва нашла подход к Дохе и получила желаемое.
Как именно будет формироваться биржевая цена, пока не ясно. Источник "Коммерсанта", знакомый с ситуацией, говорит, что "можно ограничить цену снизу", не поясняя механизм ценообразования. Михаил Корчемкин отмечает, что "только в России можно ввести формулу "равнодоходности" с целью повысить цену, а в остальном мире уровень цен определяется размерами спроса и предложения газа". Однако вчерашний день показал, что повысить цены на газ хотят все министры стран-производителей.
По итогам вчерашней встречи министры приняли два решения: сформировать глобальный газовый банк данных Global Gas Initiative по аналогии с Joint Oil Data Initiative, а также провести газовый саммит в 2011 году.
ФСЭГ со штаб-квартирой в Катаре объединяет 11 газодобывающих стран, это Алжир, Боливия, Экваториальная Гвинея, Египет, Иран, Ливия, Нигерия, Катар, Россия, Тринидад и Тобаго и Венесуэла. На их долю приходится 70% доказанных запасов газа в мире и около 44% мирового экспорта. В декабре 2008 года в Москве форум согласовал устав, нацеленный на придание ФСЭГ формального статуса. В 2009 году генеральным секретарем ФСЭГ был избран представитель России Леонид Бохановский.