За год доля российских интернет-пользователей, в течение 12 месяцев ни разу не воспользовавшихся для оплаты товаров и услуг мобильным телефоном, интернет-банком или электронными деньгами, выросла с 18% до 21%
Фото NEWSru.ru
За год доля российских интернет-пользователей, в течение 12 месяцев ни разу не воспользовавшихся для оплаты товаров и услуг мобильным телефоном, интернет-банком или электронными деньгами, выросла с 18% до 21%
 
 
 
За год доля российских интернет-пользователей, в течение 12 месяцев ни разу не воспользовавшихся для оплаты товаров и услуг мобильным телефоном, интернет-банком или электронными деньгами, выросла с 18% до 21%
Фото NEWSru.ru

За год доля российских интернет-пользователей, в течение 12 месяцев ни разу не воспользовавшихся для оплаты товаров и услуг мобильным телефоном, интернет-банком или электронными деньгами, выросла с 18% до 21%, пишет газета "Коммерсант" со ссылкой на данные Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) и компании OMI.

Слабое проникновение передовых банковских технологий в среду российских пользователей интернета является следствием общей низкой востребованности банковских услуг в России. В рейтинге 62 стран, использующих безналичные платежи, составленном в мае компанией Visa, Россия по уровню развития бесконтактных и мобильных платежей заняла 36-ю позицию, а по доле населения и предприятий, пользующихся любыми банковскими услугами,— 43-е и 42-е места соответственно.

Предпочтения интернет-пользователей, которые все же освоили дистанционные платежи, за год изменились: незначительно упала доля предпочитающих оплату со счета мобильного телефона (с 30% до 29%) и электронные деньги (с 43% до 40%). Оплата с помощью банковской карты, наоборот, набирает популярность: доля опрошенных, которые хотя бы раз воспользовались этим способом оплаты в течение года, выросла с 49% до 57%.

Наиболее существенный прорыв в распространении дистанционных способов оплаты товаров и услуг удалось совершить банкам, предлагающим опцию интернет-банкинга, или, более официально, систем дистанционного банковского обслуживания (ДБО). За год доля респондентов, управляющих своим банковским счетом через личный кабинет систем интернет-банкинга, выросла с 22% до 32%.

Мобильный банкинг сейчас развивается в двух главных направлениях - расширения операционных возможностей и повышения защищенности, напоминает газета. Многие банки предлагают сервис совершения платежей с помощью мобильного банка, быстрых переводов с карты на карту (в пределах одного банка). Кроме того, в передовых мобильных банках предусмотрены дополнительные средства защиты от мошенничества.

Банкоматы и терминалы подключаются к инновационному процессу как часть банковских офисов нового формата. Устройства с расширенным функционалом, подключенные к должным образом настроенным банковским базам данных, позволяют оплатить большое число услуг, а также способны сделать персонифицированное кредитное предложение, основанное на анализе поведения клиента.

Дальнейшее развитие устройств самообслуживания предполагает внедрение биометрической идентификации клиента, но пока в России этот сервис предлагается только в "офисах будущего".

Немногим активнее внедряются в России бесконтактные платежи — на базе технологий Pay Wave (Visa) и Pay Pass (MasterCard), а также платежи через NFC-чипы, которые позволяют обойтись без банковской карты. В банках, возможно, и рады были бы развивать эти технологии и получать комиссионные с торгово-сервисных предприятий, но последние не торопятся устанавливать у себя считывающие устройства.

Напомним, во второй половине прошлого года Россию назвали абсолютным лидером по количеству инцидентов в области информационной безопасности с использованием трояна Carberp, поражающего системы ДБО. Последние версии этого зловредного ПО умеют красть финансовые средства даже с тех компьютеров корпоративной сети, где у них нет прав администратора. В этмо году после серии арестов злоумышленников, пользовавшихся Carberp, эксперты попытались оценить размеры потерь клиентов российских банков.

По оценкам экспертов, средний ущерб одного юрлица, являющегося клиентом российского банка от успешной хакерской атаки составляет 300-400 тыс. рублей. Со счетов физлиц средняя попытка мошеннического списания доходит до 50 тыс. рублей. В день в среднем происходит порядка 50 атак.

Атакам время от времени подвергаются клиенты ДБО практически каждого российского банка, и лишь со следующего года, после вступления в силу закона "О национальной платежной системе" (НПС), банкам придется возмещать потери от неавторизованных клиентами транзакций.

Кроме того, если сейчас вся информация о хищениях в ДБО закрыта и не покидает пределов банка, с изменением законодательства и после ожидаемого экспертами выхода новых указаний ЦБ банки будут обязаны предоставлять официальную статистику.