Нефтяные компании заставили ограничить бензиновые цены "в добровольно-принудительном порядке". Хотя накануне, оглашая принятое решение, в Минпромэнерго заявили, что это был результат трудного консенсуса
Архив NEWSru.ru
Нефтяные компании заставили ограничить бензиновые цены "в добровольно-принудительном порядке". Хотя накануне, оглашая принятое решение, в Минпромэнерго заявили, что это был результат трудного консенсуса Как сообщил "Времени новостей" топ-менеджер одной из крупнейших российских нефтяных компаний, рекомендации выработать такую «консолидированную позицию» поступили из Кремля
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Нефтяные компании заставили ограничить бензиновые цены "в добровольно-принудительном порядке". Хотя накануне, оглашая принятое решение, в Минпромэнерго заявили, что это был результат трудного консенсуса
Архив NEWSru.ru
 
 
 
Как сообщил "Времени новостей" топ-менеджер одной из крупнейших российских нефтяных компаний, рекомендации выработать такую «консолидированную позицию» поступили из Кремля
Архив NEWSru.ru
 
 
 
Ведущие российские нефтяные компании ("Сургутнефтегаз", "Лукойл", ТНК-ВР, "Татнефть", "Роснефть" и "Сибнефть") пообещали не повышать цены на нефтепродукты на внутреннем рынке до конца года
Архив NEWSru.ru

Нефтяные компании заставили ограничить бензиновые цены "в добровольно-принудительном порядке". Хотя накануне, оглашая принятое решение, в Минпромэнерго заявили, что это был результат трудного консенсуса, по данным СМИ, идея заморозить цены на топливо была спущена из Кремля, и представителям нефтяных компаний сложно было бы от нее отказаться.

Как сообщил "Времени новостей" топ-менеджер одной из крупнейших российских нефтяных компаний, рекомендации выработать такую «консолидированную позицию» поступили из Кремля. Дело в том, что ситуация с подготовкой к зиме, которую правительство будет обсуждать в ближайший четверг, действительно выходит из-под контроля государства. И если в декабре прошлого года, когда цены на топливо начинали стремительный рост, к просьбе Владимира Путина снизить их прислушался только "Лукойл", глава которого Вагит Алекперов побывал на приеме у президента, то на этот раз нефтяные компании почли за благо не дожидаться персонального приглашения.

Ведущие российские нефтяные компании ("Сургутнефтегаз", "Лукойл", ТНК-ВР, "Татнефть", "Роснефть" и "Сибнефть") пообещали не повышать цены на нефтепродукты на внутреннем рынке до конца года.

Во вторник все крупные газеты обсуждают инициативу административного ограничения роста цен. СМИ сходятся в том, что после значительного роста цен в последнее время нефтяники могут себе позволить "заморозку" без особых последствий. И даже, как полагает "Коммерсант", воспользуются соглашением, чтобы еще больше укрепить свое монопольное положение в регионах и вытеснить независимых трейдеров. Некоторые эксперты указывают, что розничные цены на бензин уже достигли пикового значения - их дальнейший рост в этом году невозможен.

Правда, как отмечают "Ведомости", пока нет ясности, идет ли речь о фиксации розничных цен или оптовых тоже. "На совещании шла речь только о том, чтобы заморозить цены для конечных потребителей", - заявил газете один из его участников. Правда, ни нефтяники, ни представитель министерства не смогли ответить на вопрос, на каком уровне будут заморожены цены, будет ли этот уровень одинаков для всех компаний в каждом конкретном регионе, как компании будут определять цены на заправках для каждого региона России.

За прошлую неделю цены на бензин в Москве подскочили сразу на рубль с лишним. Такого столица не помнит давно: обычно за неделю цены могли прибавить 10-40 коп. за литр. С начала этого года оптовые цены на бензин выросли на 45-50%, розничные — на 16-21%.

"Создается впечатление, что этот шаг – часть сделки между нефтяной промышленностью и правительством, одним из условий которой является снижение налогового бремени, которое в настоящее время лишает компании существенной части прибыли от высоких цен на нефть", - отмечает британская The Financial Times, статью которой публикует Inopressa.

Есть разные мнения о том, поможет ли мораторий. Директор департамента Минэкономразвития Андрей Клепач считает, что да и инфляция останется в пределах определенных правительством 11%. По мнению Клепача, если бы рост цен на бензин продолжился, это было уж точно невозможно. ГСМ занимают 1,5% в потребительской корзине, но с учетом влияния на цены продовольствия и отопления их вклад в инфляцию выше 5%.

Независимые эксперты думают иначе. Экономика почти не заметит замораживания цен, а инфляция сократится, но не до 11%, считает главный экономист "Тройки Диалог" Евгений Гавриленков. "Хуже то, что псевдоадминистративными мерами стимулируется еще большая неэффективность расходования топлива, — считает Гавриленков. — Посмотрите — в Москве невозможно ездить из-за пробок и цены на бензин никого не смущают, здесь, наоборот, нужно повысить их в два-три раза. А в некоторых регионах цены действительно становятся тормозом на пути развития экономики". Аналитик Газпромбанка Сергей Суверов убежден, что жертва нефтяников при этом не так уже велика: автомобильный сезон закончился, а отопительный еще не начался, и мировые цены на нефть постепенно снижаются, и цены на бензин вряд ли бы повысились.

Зато, по мнению президента Московской топливной ассоциации Евгения Аркуши, решение нефтяников может привести к разорению независимых торговцев бензином. Это произойдет, если компании зафиксируют розничные цены, но продолжат повышение оптовых. Так уже поступил "Лукойл", когда в конце 2004 года выполнил обещание Владимиру Путину снизить цены на своих заправках на 5%. До мая 2005 года компания удерживала цены, но рост оптовых не остановила. Во многих случаях это привело к тому, что его розничные цены были ниже оптовых. Это вызвало возмущение независимых бензоторговцев, и они стали жаловаться на "Лукойл" в антимонопольные органы. Теперь история может повториться, но в гораздо больших масштабах. После жалобы в Федеральную антимонопольную службу "Лукойлу" пришлось временно отказаться от практики "заморозки" розничных цен. Возможно, теперь ФАС будет более сговорчива и закроет глаза на эту ситуацию "во благо потребителя".

Цена вопроса: изменения в налоге на добычу полезных икопаемых

Власти вместе с нефтяными компаниями несколько месяцев ломают голову, как обуздать рост цен на нефтепродукты. Последняя идея - отвязать налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) от мировых цен на нефть. Чиновники надеются, что и цены на бензин таким образом перестанут следовать за мировыми. Противники возражают, что нефтяникам нет резона держать цены, ведь их маржа будет только расти.

Впрочем, как указывает "Коммерсант", после того как нефтяные компании получат более щадящую методику начисления НДПИ, они за счет снижения налоговых платежей смогут вернуть стандартную разницу между оптовыми и розничными ценами на бензин, составляющую 15-20%, или даже ее превысить. Таким образом, в перспективе они смогут увеличить количество принадлежащих им АЗС за счет не зависящих от них компаний, а возможные потери из-за замораживания цен будут компенсированы снижением НДПИ.

Кроме того, как напоминает The Financial Times, российские нефтяные компании давно лоббируют в правительстве идею временного освобождения от налогов компаний, разрабатывающих новые месторождения, что требует крупных инвестиций.

Как сообщает РИА "Новости", возможные последствия уже озадачили Федеральную антимонопольную службу. Она угрожает санкциями нефтяникам, которые по соглашению с правительством собираются заморозить только розничные цены на бензин. "Да, мы планируем жесткие санкции в отношении таких компаний", - заявил замглавы ФАС Анатолий Голомолзин, отвечая во вторник на вопросы журналистов.

Мировой бензиновый кризис

От головокружительного роста цен на бензин страдает сейчас весь мир. Экс-премьер Украины Юлия Тимошенко этим летом пыталась ввести госрегулирование цен на бензин, но нефтяники в ответ на административное давление закрыли часть НПЗ на Украине на ремонт, что привело лишь к дефициту топлива.

На минувшей неделе министр финансов Австрии Карл-Хайнц Грассер выступил по радио и потребовал у операторов рынка снизить цены на 2-3 евроцента за литр, пригрозив в противном случае ввести новый налог для компенсации потребителям их потерь от роста цен. С аналогичным требованием выступил и его французский коллега Тьерри Бретон. В Австрии угроза возымела действие - на следующий день ВР, Shell и местная OMV снизили цены на бензин и дизтопливо.

В России ничего похожего не происходило с июня 1999 года. Тогда, борясь с инфляцией, правительство Евгения Примакова убедило нефтяников на полгода заморозить цены, чтобы остановить инфляцию.