Санация банка "КИТ Финанс" может оказаться самой дорогой в истории российской банковской системы
kf.ru
Санация банка "КИТ Финанс" может оказаться самой дорогой в истории российской банковской системы
 
 
 
Санация банка "КИТ Финанс" может оказаться самой дорогой в истории российской банковской системы
kf.ru

Санация банка "КИТ Финанс" может оказаться самой дорогой в истории российской банковской системы. Государство намерено потратить на эти цели в общей сложности 135 миллиардов рублей. Большую часть этих денег - 113 млрд - предоставит Агентство по страхованию вкладов (АСВ), еще 22 млрд выделит Внешэкономбанк (ВЭБ), пишет газета "Коммерсант".

Банк "КИТ Финанс" оказался на грани банкротства в сентябре, после обвала на российском фондовом рынке, вызванного банкротством Lehman Brothers. Вынужденное закрытие длинных позиций банка на фондовом и срочном рынке стало далеко не последним фактором, сделавшим российских биржевой крах самым сокрушительным в мире.

В начале октября было объявлено, что банк будет спасать консорциум госинвесторов. По 45% "КИТ Финанса" получали ИГ АЛРОСА и "дочка" РЖД - "КРП-Инвест". Еще 10% доставалось "Национальному капиталу" - структуре, близкой к НПФ "Благосостояние" (одним из его учредителей является РЖД).

Накануне глава АСВ Александр Турбанов сообщил, что агентство разработало план санации "КИТ Финанса", который в ближайшее время будет вынесен на рассмотрение ЦБ РФ. Раскрыть конкретные детали этого плана Турбанов отказался.

Тем не менее "Коммерсант" выяснил, что на санацию проблемного банка АСВ планирует выделить в общей сложности 113 млрд рублей, причем 22 млрд из этой суммы агентство выделит ОАО РЖД, которому в настоящий момент принадлежит 45% акций "КИТ Финанса".

"Часть этих средств пойдет на выкуп 45% акций банка у ИГ АЛРОСА, а также на ряд санационных процедур", - сообщил газете представитель РЖД, уточнив, что после выкупа этот пакет перейдет на баланс одной из структур НПФ "Благосостояние". С учетом уже имеющихся у НПФ 10% акций "КИТ Финанса" пенсионный фонд РЖД станет владельцем 55% акций банка. Оставшиеся 45% акций РЖД планирует перевести на свой баланс (сейчас этим пакетом владеет "дочка" РЖД - "КРП-Инвест").

Около 47 млрд рублей "КИТ Финанс" получит от АСВ напрямую. "Эти средства пойдут на фондирование ипотечных кредитов", - поясняет представитель РЖД. Ранее предполагалось, что портфель ипотечных кредитов "КИТ Финанса", включающий более 28 тысяч закладных и прав требований по ипотечным кредитам, выкупит "Газпромбанк".

Более того, в начале апреля "КИТ Финанс" объявил о продаже "Газпромбанку" ипотечных кредитов на 41 млрд рублей. Предполагалось, что деньгами, полученными от продажи кредитного портфеля, "КИТ Финанс" рассчитается по кредиту на сумму 42 млрд рублей, полученному в том же "Газпромбанке". Однако впоследствии, утверждают в РЖД, "Газпромбанк" отказался от реализации этой схемы.

Наконец, около 45 млрд рублей АСВ намерено направить на выкуп у "КИТ Финанса" акций "Ростелекома" (всего банку принадлежит чуть менее 40% акций крупнейшего оператора дальней связи).

После завершения санации "КИТ Финанса" РЖД планирует провести его докапитализацию, потратив в течение двух лет 3,75 млрд рублей (допэмиссию выкупит ПНФ "Благосостояние"). Представитель РЖД не исключил, что в перспективе "КИТ Финанс" может объединиться с Транскредитбанком, опорным банком РЖД.

"Сумма, которую государство готово потратить на санацию "КИТ Финанса", просто гигантская. Это чересчур даже с учетом того властного ресурса, который имеется у руководства РЖД", - заявил "Коммерсанту" на условиях анонимности банкир, курирующий санацию одного из проблемных банков.

В сентябре, после того как государство приступило в санации банка "КИТ Финанс", в экспертном сообществе активно циркулировали слухи о том, что преувеличенный интерес государства к проблемному банку и гигантские суммы, потраченные на его спасение обусловлены интересом бизнесменов из близкого окружения премьера Владимира Путина.