"Газпром" договорился с турками о судьбе "Голубого потока" - трубопровода по дну Черного моря, газ из которого казался терцкой стороне чрезмерно дорогим
Архив NEWSru.ru
"Газпром" договорился с турками о судьбе "Голубого потока" - трубопровода по дну Черного моря, газ из которого казался терцкой стороне чрезмерно дорогим Трубопровод "Голубой поток" по дну Черного моря запущен в феврале 2003 года. В феврале-марте турецкая компания BOTAS, местный монополист, закупила 187 млн куб. м газа, после чего перестала отбирать топливо и начала переговоры о снижении цены
ВСЕ ФОТО
 
 
 
"Газпром" договорился с турками о судьбе "Голубого потока" - трубопровода по дну Черного моря, газ из которого казался терцкой стороне чрезмерно дорогим
Архив NEWSru.ru
 
 
 
Трубопровод "Голубой поток" по дну Черного моря запущен в феврале 2003 года. В феврале-марте турецкая компания BOTAS, местный монополист, закупила 187 млн куб. м газа, после чего перестала отбирать топливо и начала переговоры о снижении цены
Архив NEWSru.ru
 
 
 
В декабре 2003 года председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер намерен провести переговоры в Анкаре об увеличении поставок газа в Турцию, там же будут окончательно утверждены и нынешние договоренности
Архив NEWSru.ru

"Газпром" договорился с турками о судьбе "Голубого потока" - трубопровода по дну Черного моря, газ из которого казался турецкой стороне чрезмерно дорогим. В среду вечером глава ООО "Газэкспорт" Александр Медведев подписал в Анкаре с министром энергетики Турции Хельми Гюлером договор, урегулировавший все проблемы с проектом трубопровода "Голубой поток". Турция согласилась объединить в единый контракт три действующих соглашения с "Газпромом" на поставку газа. "Газэкспорт" сохранил объем поставок, но сократил прогноз прибыли от экспорта в Турцию.

Трубопровод "Голубой поток" по дну Черного моря запущен в феврале 2003 года. В феврале-марте турецкая компания BOTAS, местный монополист, закупила 187 млн куб. м газа, после чего перестала отбирать топливо и начала переговоры о снижении цены и объемов поставок. В 1997 году при подписании договора о поставках по "Голубому потоку" было объявлено, что с 1 июля 2003 года предусмотрено правило take or pay: BOTAS обязана оплачивать контрактные объемы газа, даже если его не потребила.

Однако переговоры продолжались. По данным "Коммерсанта", основной проблемой на переговорах "Газпрома" и BOTAS стала ошибка в формуле цены газа, поставляемого по "Голубому потоку", в контракте 1996 года. Суть ошибки (в "Газпроме" называют ее просто "опечаткой") в компаниях не разглашают. По некоторым сведениям, в контракте была неверно указана одна из дат. Ошибка позволяла Турции не покупать газ по "Голубому потоку", а также оспаривать документ в суде, что глава минэнерго Турции угрожал сделать еще летом 2003 года.

В среду после 11 месяцев переговоров "Газэкспорт", BOTAS и минэнерго Турции подписали договор, урегулировавший все проблемы. "Газпрому" пришлось пересмотреть три контракта на поставку газа в Турцию и уравнять условия. Раскрыть конкретные условия договоренностей и "единую формулу", по которой теперь будут считать цену поставляемого в Турцию газа, в "Газэкспорте" отказались. "Коммерсант" утверждает, что средняя цена на газ в Турции по всем российским поставкам снизилась на 7%, объемы остались неизменными, соглашение по единой формуле будет действовать пять лет. Глава BOTAS Мехмед Билгич сообщил, что условие take or pay сохраняется для всех контрактов на поставку газа из России. В "Газэкспорте" утверждают, что для сверхплановых поставок газа BOTAS уже предложены скидки, стимулирующие рост потребления газа компанией.

Цена решения проблемы для "Газпрома" пока неизвестна. Очевидно лишь, что "опечатка" семилетней давности стоила компании увеличения срока окупаемости "Голубого потока", обошедшегося более чем в 4 млрд долларов. Сейчас стороны конфликта заявляют, что довольны тем, как разрешилась ситуация.

В декабре 2003 года председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер намерен провести переговоры в Анкаре об увеличении поставок газа в Турцию, там же будут окончательно утверждены и нынешние договоренности.