Банки-кредиторы объединились с основными акционерами ЮКОСа Group Menatep, чтобы получить с компании хотя бы часть долгов до того момента, когда, как они опасаются, ЮКОС перейдет под контроль "Роснефти"
Архив NEWSru.ru
Банки-кредиторы объединились с основными акционерами ЮКОСа Group Menatep, чтобы получить с компании хотя бы часть долгов до того момента, когда, как они опасаются, ЮКОС перейдет под контроль "Роснефти" Group Menatep использовала дочернее предприятие Moravel Investments Ltd, которое предоставляло кредиты ЮКОСу, для подачи иска с требованием выплатить 650 млн долларов
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Банки-кредиторы объединились с основными акционерами ЮКОСа Group Menatep, чтобы получить с компании хотя бы часть долгов до того момента, когда, как они опасаются, ЮКОС перейдет под контроль "Роснефти"
Архив NEWSru.ru
 
 
 
Group Menatep использовала дочернее предприятие Moravel Investments Ltd, которое предоставляло кредиты ЮКОСу, для подачи иска с требованием выплатить 650 млн долларов
Архив NEWSru.ru
 
 
 
10 западных банков во главе с французским Societe Generale требуют выплатить еще 482 млн долларов по старому кредиту в 1 млрд долларов, выданному ЮКОСу в 2003 году
Архив NEWSru.ru

Банки-кредиторы объединились с основными акционерами ЮКОСа Group Menatep, чтобы получить с компании хотя бы часть долгов до того момента, когда, как они опасаются, ЮКОС перейдет под контроль "Роснефти". Госкомпания в настоящее время пытается стать крупнейшим кредитором ЮКОСа, чтобы обрести право на львиную долю имущества компании в случае банкротства.

Как сообщает Reuters, иск подан в суд Амстердама. Решение по нему будет вынесено в течение 6 недель.

Group Menatep использовала дочернее предприятие Moravel Investments Ltd, которое предоставляло кредиты ЮКОСу, для подачи иска с требованием выплатить 650 млн долларов. 10 западных банков во главе с французским Societe Generale требуют выплатить еще 482 млн долларов по старому кредиту в 1 млрд долларов, выданному ЮКОСу в 2003 году. В консорциум кредиторов входят также такие крупные финансовые организации, как Citigroup, Deutsche Bank, ING NV.

"Теперь мы имеем к ЮКОСу претензии как кредиторы. Мы действуем не как акционеры, а как кредиторы. Сегодня утром прошло слушание в районном суде Амстердама", - цитирует "Росбалт" Алларда Хьюзинга, адвоката Moravel.

В условиях, когда российские активы ЮКОСа находятся вне зоны досягаемости, кредиторы подали в суд на YUKOS Finance B.V., голландскую холдинговую компанию, контролирующую иностранные активы ЮКОСа - литовский НПЗ Mazeikiu Nafta и словакского оператора трубопровода Transpetrol. "Мы предпринимаем координированные усилия по сохранению части наших активов", - сказал Reuters представитель бельгийской банковской группы KBC, также входящей в группу кредиторов.

Однако YUKOS Finance, которая, по словам Хьюзинга, стоит минимум 1,2 млрд долларов, ранее в этом году попала под контроль голландского фонда Stichting Administratiekantoor YUKOS Finance, что сделало ее менее "легкой добычей" для истцов. Банки хотят извлечь средства из фонда, однако Moravel, действующая от имени акционеров ЮКОСа, хочет сохранить ее структуру. "Российское государство не может получить доступ к этим активам, но не могут и кредиторы. Мы не думаем, что это правильно, что YUKOS Finance B.V. поместила свои активы в фонд, так как другой судья уже сказал, что требование было обоснованным", - заявил Дуко Оранье, адвокат банков.

В июне высший суд в Лондоне удовлетворил иск западных банков-кредиторов и постановил, что ЮКОС не уплатил долги в размере 482 млн долларов. Западные кредиторы осенью 2003 года дали дочернему предприятию ЮКОСа "Юганскнефтегазу" кредит, сумма которого составила более одного миллиарда долларов. Но в декабре 2004 года ЮКОС прекратил все выплаты.

Крупнейшим акционером ЮКОСа является гибралтарская Group Menatep, которая контролирует 61% акций НК. Еще 10% акций ЮКОСа - у фонда Veteran Petroleum, 8,8% - у владельцев "Сибнефти". В конце 2004 года права на 59,5% акций группы от бывшего председателя ЮКОСа Михаила Ходорковского перешли Леониду Невзлину. В декабре 2004 года основной актив нефтяной компании - "Юганскнефтегаз" - был продан за 9,35 млрд долларов государственной компании "Роснефть". После продажи "Юганскнефтегаза" у ЮКОСа остались два крупных добывающих предприятия - "Самаранефтегаз" и "Томскнефть", которые "Роснефть" надеется захватить, став крупнейшим кредитором ЮКОСа. "Юганскнефтегаз", контролируемый государственной нефтяной компанией, подал иск к своей бывшей материнской компании ЮКОС, требуя возместить ущерб в 226 млрд рублей за покупку нефти по заниженным ценам.

На прошлой неделе стало известно, что "Роснефть" согласилась выплатить проценты по миллиардному кредиту ЮКОСа под угрозой кросс-дефолта от консорциума западных банков.

Сейчас долг по налогам ЮКОСа составляет 227 млрд рублей, долг перед банками-кредиторами - 470 млн долларов не считая процентов, долг перед поставщиками и подрядчиками - около 100 млн долларов. Своему крупнейшему акционеру, Group Menatep, компания должна 680 млн долларов.

Сейчас речь идет об остатке долга по кредиту на 1 млрд долларов, выданном в сентябре 2003 года Citibank, Commerzbank, Credit Lyonnais, Deutsche Bank, HSBC и ING. Координатором сделки выступал банк Societe Generale (SG), выдавший ЮКОСу еще 1,6 млрд долларов. Поручителями по этим кредитам выступили все добывающие "дочки" ЮКОСа, включая "Юганскнефтегаз".

Но в декабре 2004 года ЮКОС перестал обслуживать свои долги. Теперь финансовые интересы Group Menatep и банков-кредиторов совпали. Однако, не исключено, что лишь временно. Дело в том, что банки ранее объявляли о том, что готовы добиваться банкротства ЮКОСа в России. "Мы поняли, что единственная возможность вернуть наши деньги - обратиться в российский суд с иском о банкротстве ЮКОСа", - заявлял в конце июля один из банкиров "Ведомостям". Банкротство выгодно также и "Роснефти", но не Group Menatep.

Более того, по данным "Ведомостей", именно "Роснефть" предлагала банкам банкротить ЮКОС в российском суде, обещая юридическую и административную поддержку. При этом "Росенфть" не будет считаться инициатором банкротства, но сможет получить активы ЮКОСа в счет долгов. Это ход поможет сохранить лицо и российскому правительству, которое в будущем всегда может указать, что вовсе не государство добивалось банкротства ЮКОСа, а коммерческие структуры.