В бюджете 2011-2013 годов не учтены многие расходы, которые "уже анонсированы - и прежде всего это оборонные расходы", сказал замминистра финансов Сергея Шаталова
Архив NEWSru.ru
В бюджете 2011-2013 годов не учтены многие расходы, которые "уже анонсированы - и прежде всего это оборонные расходы", сказал замминистра финансов Сергея Шаталова Сейчас в Минфине обсуждаются варианты поиска дополнительных доходов
ВСЕ ФОТО
 
 
 
В бюджете 2011-2013 годов не учтены многие расходы, которые "уже анонсированы - и прежде всего это оборонные расходы", сказал замминистра финансов Сергея Шаталова
Архив NEWSru.ru
 
 
 
Сейчас в Минфине обсуждаются варианты поиска дополнительных доходов
Фото NEWSru.ru
 
 
 
Другой вариант - повышение пенсионного возраста. В Минфине уже есть "первые прикидки", рассказывает его сотрудник, это "самый простой и самый эффективный вариант"
Вести

В бюджете 2011-2013 годов не учтены многие расходы, которые "уже анонсированы - и прежде всего это оборонные расходы", цитирует газета "Ведомости" замминистра финансов Сергея Шаталова. За счет каких источников эти обязательства будут финансироваться, "пока непонятно", признался замминистра.

Сейчас в Минфине обсуждаются варианты поиска дополнительных доходов, пишет газета со ссылкой на сотрудников Минфина. "Задачу подкинул президент, объявив в послании о создании новой высокотехнологичной мобильной армии, на что надо потратить 20 трлн рублей за 10 лет", - рассказывает один из них.

Чтобы справиться с уже существующими высокими обязательствами, и так пришлось повышать со следующего года нагрузку - страховые взносы, НДПИ на газ и акцизы, напоминает Шаталов. В 2011-2013 гг. она вырастет на 2,1% ВВП (1,06 трлн рублей), 2,5% (1,41 трлн) и 2,9% (1,82 трлн) соответственно.

"Тренд уже совершенно определился ... мы вышли на траекторию повышения налогов", - сказал Шаталов. До сих пор государство старалось снижать нагрузку: по оценке Минфина, она уменьшилась на 4,32% ВВП с 2004 года.

По мнению Шаталова, чтобы не сдерживать экономический рост, "разумнее повышать косвенные налоги - НДС, акцизы". В Минфине нет консолидированной позиции по поводу повышения НДС, это не основной сценарий, говорит другой высокопоставленный сотрудник Минфина.

Другой вариант - повышение пенсионного возраста. В Минфине уже есть "первые прикидки", рассказывает его сотрудник, это "самый простой и самый эффективный вариант". Еще один крупный источник доходов - отмена налоговых льгот, продолжает чиновник, мера может дать "даже больший эффект, чем повышение пенсионного возраста". Ранее министр финансов Алексей Кудрин говорил, что если отменить все льготы, то дефицита в размере 4,6% ВВП не было бы.

Но столь радикальных мер можно и избежать. По 0,3% ВВП можно получить за счет повышения НДПИ на газ и акцизов на табак и алкоголь, подсчитали в Минфине. Если эти решения сочетать с повышением эффективности бюджетных расходов и увеличенными доходами от приватизации, то можно набрать требуемую сумму, сказал чиновник ведомства.

Искать дополнительные источники доходов бюджета будут еще долго - "до президентских выборов", говорит высокопоставленный сотрудник Минфина. Но потом решение придется принимать, уверен он.

Помощник президента Аркадий Дворкович считает, что увеличивать НДС не придется: "Источников допдоходов может быть много. Надо делать упор на повышение эффективности бюджетных расходов". Повышение эффективности расходов на 15-20% сэкономит бюджету 1,5-2 трлн в год, подсчитал сотрудник Минфина.

Повышение НДС не обсуждалось с Минэкономразвития, говорит директор департамента Сергей Беляков, министерство против этой идеи.

Повышение пенсионного возраста не решает проблему дефицита, посчитали в ПФР: если с 2012 года начать увеличивать пенсионный возраст до 65 лет по полгода в год, ежегодная экономия не превысит 100 млрд рублей до 2020 года, а потом и вовсе исчезнет. При повышении пенсионного возраста увеличивается и период уплаты страховых взносов, то есть обязательств перед будущими пенсионерами, из-за этого увеличится объем расходов, объясняли чиновники Минздравсоцразвития и ПФР.

Повышение возраста - долгосрочная реформа, которая позволит не столько снизить дефицит, сколько не допустить его роста в условиях ухудшающейся демографии, указывает Евсей Гурвич из ЭЭГ: "И это не единственная мера, в которой нуждается пенсионная система, - нужно решать вопрос досрочных пенсий, возврата базовой пенсии только для малообеспеченных и т.д. Тогда есть надежда постепенно сократить трансферт из бюджета без ущерба для уровня пенсионного обеспечения".