Федеральная антимонопольная служба России намерена усилить контроль на фармацевтическом рынке страны. Она составит списки аптек, занимающих доминирующее положение на региональных рынках, и будет ежеквартально проверять в них цены на 100 наиболее востребованных населением лекарств.
ФАС объясняет свое решение тем, что с осени 2008 года в России цены на лекарства в России заметно выросли из-за "зависимости российского рынка лекарственных средств от импорта, то есть от курса рубля по отношению к основным мировым валютам".
Однако ряд игроков рынка под предлогом кризиса намеренно завысил цены на лекарственные препараты, утверждает ФАС, а потому "учитывая чрезвычайно высокую социальную значимость такого фактора, как цены на лекарственные средства", ФАС совместно с другими ведомствами усиливает контроль за возможными злоупотреблениями в области ценообразования.
Как сообщает BFM.ru, данные о ценах ведомство будет анализировать "задним числом", с 1 января 2009 года. Первый отчет территориальные органы представят в Центральный аппарат ФАС России 1 августа 2009 года по итогам мониторинга цен по состоянию на 1 января, 1 апреля и 1 июля.
Мониторинг будет проводиться среди аптечных сетей, занимающих на рынках долю более 35%, т.е. в списки предположительно войдет около 1 тысячи аптечных сетей.
По данным маркетингового агентства DSM Group, средняя стоимость упаковки лекарственного препарата на коммерческом рынке России за I квартал выросла на 30% по сравнению с тем же периодом прошлого года, составив 72,5 рубля.
Генеральный директор маркетингового агентства DSM Group Александр Кузин считает, что ФАС опоздала с контролем за ценовой политикой аптечных сетей: "Да, в 2008 году цены на лекарства выросли в основном из-за курсовой разницы (80% препаратов фармацевтического рынка России импортного производства, отечественные компании используют в производстве импортные компоненты). Однако с апреля этого года цены начали снижаться благодаря укреплению рубля - примерно на 2%".
В среднем же, по данным участников рынка, конечный потребитель покупает лекарства на 50% дороже цены компании-изготовителя, которые складываются из наценки оптового торговца и торговой сети.