Российские налогоплательщики все успешнее оспаривают в судах ошибки в начислении налогов
Архив NEWSru.ru
Российские налогоплательщики все успешнее оспаривают в судах ошибки в начислении налогов Фискальные органы все чаще допускают ошибки в работе по контролю за правильностью исчисления плательщиками налогов
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Российские налогоплательщики все успешнее оспаривают в судах ошибки в начислении налогов
Архив NEWSru.ru
 
 
 
Фискальные органы все чаще допускают ошибки в работе по контролю за правильностью исчисления плательщиками налогов
Архив NEWSru.ru
 
 
 
Статистика судебных жалоб на действия фискальных органов, подготовленная Высшим арбитражным судом (ВАС) России, говорит, что в прошлом году три четверти оспариваемых решений фискальных органов были признаны судами разных инстанций незаконными
Архив NEWSru.ru

Фискальные органы все чаще допускают ошибки в работе по контролю за правильностью исчисления плательщиками налогов, и налогоплательщики все лучше учатся оспаривать их постановления в судах. Статистика судебных жалоб на действия фискальных органов, подготовленная Высшим арбитражным судом (ВАС) России, говорит, что в прошлом году три четверти оспариваемых решений фискальных органов были признаны судами разных инстанций незаконными.

Кризис в налоговом администрировании, о необходимости улучшить которое говорится на самом высоком уровне, длится не первый год, отмечает "Время новостей". Если в 1999 году плательщиками было подано в суд около 85 тысяч исков о признании недействительными актов налоговых органов, то в прошлом уже 350 тысяч - в четыре раза больше. Налогоплательщики за пять лет стали вчетверо активнее в защите своих прав. Причем среди общего количества исков налогоплательщиков к фискальным органам в прошлом году судами было удовлетворено более 73% дел.

Активные действия налогоплательщиков привели к тому, что сейчас большинство исков, рассматриваемых арбитражными судами, представляют собой споры между государством и предпринимателями. Три года назад 46% судебных споров в стране касалось конфликтов с государством, в прошлом году - уже 68%. И это несмотря на ставшие регулярными многочисленные заходы правительства на разработку все новых программ и идей по созданию благоприятных условий для ведения бизнеса - налоговых, инвестиционных или финансовых.

За последние годы возросло не только количество исков плательщиков против фискалов, но и число исков налоговых органов против предпринимателей. Но число судебных решений, удовлетворяющих требования налоговиков о взыскании с компаний в пользу бюджета, держится практически на одном уровне - 71%. С одной стороны, стабильность такого показателя может вызвать оптимизм: несмотря на общероссийский психоз в отношении налоговых разбирательств, суды не поддались обвинительному настрою. С другой стороны, этот показатель не просто стабилен, но стабильно высок. Здесь дело в том, что значительную часть арбитражных процессов инициируют не налогоплательщики, а сами фискальные органы.

При значительном росте числа отмененных судами непрофессиональных решений фискалов угрожающе выглядит массовая тенденция перевода административных дел об уклонении от уплаты налогов в рамки уголовного судопроизводства, отмечает газета. Сегодня для привлечения предпринимателя к уголовной ответственности достаточно, чтобы размер недоимки предприятия в подсчете инспектора составил 1,5 млн рублей (для индивидуальных предпринимателей и того меньше - 500 тысяч). Но даже если инспектор при подсчете ошибся, что, как показывает судебная практика, случается сплошь и рядом, в отношении плательщика, даже не успевшего обжаловать действия налоговиков, автоматически включается репрессивный механизм вплоть до лишения свободы и права передвижения.

Возможным средством страховки плательщиков от некорректных решений фискалов может стать закрепление в законодательстве возможности превентивного решения конфликта путем консультаций плательщиков с налоговиками на предмет законности той или иной планируемой сделки, полагают некоторые юристы. Высший арбитражный суд в июне прошлого года вынес постановление, признающее, что консультации фискалов должны иметь такие же правовые последствия, как и их нормативные акты.