Нервозность в рядах российских банкиров порождает самые невероятные слухи - в первую очередь о "черных списках"
Архив NEWSru.ru
Нервозность в рядах российских банкиров порождает самые невероятные слухи - в первую очередь о "черных списках" Центробанк РФ получил право разместить во Внешэкономбанке до 50 млрд долларов
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Нервозность в рядах российских банкиров порождает самые невероятные слухи - в первую очередь о "черных списках"
Архив NEWSru.ru
 
 
 
Центробанк РФ получил право разместить во Внешэкономбанке до 50 млрд долларов
Архив NEWSru.ru
 
 
 
Как заявил председатель ВЭБ Владимир Дмитриев, банки подали заявок на получение около 64 млрд. долларов, компании – около 33 млрд. А поскольку денег обещано вдвое меньше, ясно, что кто-то под эту раздачу не попадет
ВТБ

Специалисты отмечают: банкиры в ожидании обещанной государственной помощи все больше нервничают, не зная точно, кому она достанется. Неопределенность рождает в банковском сообществе множество слухов и домыслов. Говорят, например, что власти не прочь избавиться от части финансово-кредитных учреждений и якобы уже даже составлен некий "черный список", пишут в среду "Новые известия".

Между тем эксперты уверены, что создание таких списков и разговоры о них – сродни диверсии, направленной на то, чтобы породить панические настроения. Сегодня нервы у всех взвинчены так, что внесение какого-то банка в мифический список "нехороших" кредитных учреждений означает его быструю и верную гибель.

- Деньги из госбанков придут на рынок межбанковского кредитования с задержкой
- Эксперты: появление мнимых "черных списков" – это средство недобросовестной конкурентной борьбы

По недавнему решению правительства, Центробанк РФ получил право разместить во Внешэкономбанке (ВЭБ) до 50 млрд долларов. Этими деньгами он должен кредитовать российские банки и компании, чтобы те, в свою очередь, смогли погасить иностранные займы. Спрос же на рефинансирование долгов оказался вдвое выше предложения. Как заявил вчера председатель ВЭБ Владимир Дмитриев, банки подали заявок на получение около 64 млрд. долларов, компании – около 33 млрд. А поскольку денег обещано вдвое меньше, ясно, что кто-то под эту раздачу не попадет.

Во-первых, по словам Дмитриева, сначала будут рассмотрены 10 заявок от компаний сырьевого и перерабатывающего сектора. А во-вторых, деньги из Центробанка в ВЭБ все еще не поступили.

При этом, как сказал экономист Евгений Гавриленков, эти деньги нельзя назвать прямой поддержкой банковского сектора страны. Средства не пойдут через так называемый рублевый сегмент банковской системы, поскольку они будут использованы исключительно для погашения внешнего долга, то есть сразу "эмигрируют" за рубеж.

Деньги из госбанков придут на рынок межбанковского кредитования с задержкой

Государство обещало банкам еще один канал поступления денег, но и он пока не задействован. Правительство одобрило выделение кредитов на сумму почти в 1 трлн рублей для крупнейших банков страны. Сбербанк и ВТБ, например, должны получить 700 млрд рублей на пару. При этом, что очень важно, значительная часть этих денег, как предполагается, должна пойти на рынок межбанковского кредитования (МБК) – перетечь в итоге в средние и малые банки. Пока же процесс "не пошел". К тому же отнюдь не очевидно, что банки-гиганты сразу, как только получат обещанные средства, начнут спасать систему из тысячи с лишним банков. "Нет гарантий, что деньги из банков-монополистов сразу и в полном объеме пойдут на рынок МБК. И вероятнее всего, кредиты банкам второго эшелона будут выдаваться под очень высокий процент", – считает Евгений Гавриленков.

Единственным ручейком денег для банков сейчас являются беззалоговые аукционы ЦБ, который предоставляет им кредиты без обеспечения. В понедельник в аукционе участвовали 84 банка из 116, имевших такую возможность (участвовать могли только банки, которым присвоен долгосрочный рейтинг международных агентств). Из предложенных 700 млрд. руб. банки взяли всего 388 млрд., или 55%. Причина малого спроса на кредиты – непривлекательные условия. Центробанк давал кредиты сроком на 5 недель. Представители банков единогласно заявили, что это слишком мало, их интересуют 3-х и 6-месячные кредиты.

Очевидно, что поддержка банковского сектора со стороны государства затягивается, или если и оказывается, то далеко не всем. В условиях кризисной лихорадки это лишь усиливает депрессивное настроение банкиров. "Поддержка банков была заявлена, на это рассчитывают как банки, так и население, – рассказал директор Банковского института Василий Солодков. – Но пока денег нет, в связи с чем в банковской среде появляются разного рода слухи. Согласно одному из них, власти выбрали ограниченный круг банков, порядка сотни, которым будет оказана поддержка. Другими словами, это мера по резкому сокращению числа банков в стране. По второй версии, остальные банки все-таки получат деньги. Средства будут идти через механизм рефинансирования: порядка сотни ведущих банков будут кредитовать остальных, но по крайне высоким ставкам». Специалист добавил, что если банки будут вынуждены брать кредиты по ставке МБК выше 20–22%, то их ждет печальный конец.

Эксперты: появление мнимых "черных списков" – это средство недобросовестной конкурентной борьбы

В ожидании господдержки банковскую сферу начали раздирать внутренние склоки. На днях скандал разразился в Сбербанке: одна из сотрудниц передала неназванным лицам список якобы проблемных банков. Начальство "Сбера" поспешило умыть руки. "Руководитель отделения, который этот список передала, была в пятницу уволена", – сообщили в банковском управлении общественных связей. В тот же день глава Сбербанка Герман Греф издал указ, запрещающий сотрудникам обсуждать положение любых банков, кроме собственного.

По словам опрошенных изданиеv экспертов, создание "черных списков" и разговоры о них – сродни диверсии. В условиях кризиса клиенты и партнеры любого банка становятся более подвержены паническим настроениям. "А если добавить банк в мифический "черный список" тех, кто не получит поддержки, то через две недели этого банка не будет. Появление таких списков – это средство недобросовестной конкурентной борьбы", – сказал Солодков.