Представители ассоциаций и союзов, объединяющих крупных производителей продуктов питания, а также сетевых ритейлеров подписали 24 октября соглашение о замораживании цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров
RTV International
Представители ассоциаций и союзов, объединяющих крупных производителей продуктов питания, а также сетевых ритейлеров подписали 24 октября соглашение о замораживании цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров В перечень товаров, на которые будут заморожены цены, вошли два вида хлеба - пшеничный и ржаной, молоко не менее 1,5% жирности, кефир однопроцентный, масло подсолнечное, яйцо куриное
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Представители ассоциаций и союзов, объединяющих крупных производителей продуктов питания, а также сетевых ритейлеров подписали 24 октября соглашение о замораживании цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров
RTV International
 
 
 
В перечень товаров, на которые будут заморожены цены, вошли два вида хлеба - пшеничный и ржаной, молоко не менее 1,5% жирности, кефир однопроцентный, масло подсолнечное, яйцо куриное
RTV International
 
 
 
По соглашению организации торговли обязуются установить цены на социально значимые продукты питания на уровне, который сложился на 15 октября 2007 года, зафиксировать их и не повышать в течение срока действия соглашения
RTV International
 
 
 
Если на 15 октября 2007 года отпускная цена на продукцию превышала розничную цену, то организация розничной торговли имеет право однократно поднять цену до уровня, соответствующего отпускной цене на 15 октября
RTV International

Представители ассоциаций и союзов, объединяющих крупных производителей продуктов питания, а также сетевых ритейлеров подписали 24 октября соглашение о замораживании цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров.

Как сообщает пресс-служба Минсельхоза, подписание было добровольным и состоялось в здании министерства. При этом, передает ИТАР-ТАСС, участники встречи "подчеркнули социальную ответственность бизнеса" в сбалансированном и стабильном развитии потребительского рынка России.

По словам одного из них, настоящее соглашение вступает в силу 24 октября 2007 года и действует по 31 января 2008 года включительно. В перечень товаров, на которые будут заморожены цены, вошли два вида хлеба - пшеничный и ржаной, молоко не менее 1,5% жирности, кефир однопроцентный, масло подсолнечное, яйцо куриное.

Соглашение может быть продлено по соглашению сторон, но не позднее чем за пять дней до окончания срока его действия. Стоит отметить, что не 100% производителей и продавцов в России подписали соглашение.

По соглашению организации торговли обязуются установить цены на социально значимые продукты питания на уровне, который сложился на 15 октября 2007 года, зафиксировать их и не повышать в течение срока действия соглашения, передает "Интерфакс". Если на 15 октября 2007 года отпускная цена на продукцию превышала розничную цену, то организация розничной торговли имеет право однократно поднять цену до уровня, соответствующего отпускной цене на 15 октября.

У экспертов возникли сомнения о правомочности подобного соглашения, в котором они усматривали признаки ценового сговора и нарушения закона о конкуренции. Однако Федеральная антимонопольная служба, изучив проект соглашения, заявила, что оно допустимо с точки зрения закона, поскольку оно "носит временный характер и отвечает интересам потребителей".

Кроме того, "условиями соглашения не создается возможность для отдельных лиц устранить конкуренцию на соответствующих товарных рынках". Согласно части 2 статьи 12 ФЗ "О защите конкуренции" такое соглашение может быть заключено организациями розничной торговли и хозяйствующими субъектами - поставщиком продовольственных товаров, доля которых на федеральном рынке не превышает 20%.

В частности, "Вимм-Билль-Данн", крупнейший наряду с компанией "Юнимилк" производитель молочных продуктов, взял на себя обязательства заморозить цены на молоко, кефир и сметану определенной жирности, которые входят в потребительскую корзину. Директор по корпоративным коммуникациям "Юнимилка" Павел Исаев считает, что прогнозировать рост цен через 3 месяца сложно: того темпа роста на сырье, по его словам, уже нет.

Не исключено, что свою роль здесь сыграли и административные меры правительства и обещания разобраться с ценообразованием у монополистов. Частично угрозы исполнены: так УФАС по Томской области выявило признаки ценового сговора дочерними структурами "Юнимилка" - ЗАО "ТОМ-MАС" и ООО "Юнимилк – Томск". "Дело о нарушении ст. 11 закона РФ "О защите конкуренции" находится в стадии возбуждения", - сообщил "Интерфаксу" начальник управления Владимир Шевченко.

Эксперты: рост цен - следствие инфляции, а не наоборот

Рост цен на основные продукты питания по-прежнему остается головной болью российского правительства. Вице-премьер и министр финансов России Алексей Кудрин сегодня рассказал РИА "Новости" о принимаемых мерах. Замораживать цены на продукты первой необходимости - это ошибка, уверен Кудрин. По его словам, заморозить их попросту невозможно. Это рынок, а цены на рынке не замораживаются. Этот способ не может решить проблему ограничения инфляции с одновременным удовлетворением потребительского спроса. В первую очередь надо работать над их стабилизацией, считает главный финансист страны.

Что правительство сейчас и делает - так прокомментировал Кудрин сегодняшнее подписание соглашения между крупнейшими представителями торговых и производственных компаний. "Речь идет не о замораживании, а о стабилизации цен на группу товаров массового спроса до конца января 2008 года", - уточнил министр.

Между тем ряд экономистов утверждают, что Кудрин называет одни и те же вещи разными именами. По сути все нынешние меры правительства это и есть попытка остановить или заморозить цены. Переговоры с поставщиками и продавцами, снижение пошлин на ввозимые продукты. Все это меры краткосрочные и ощутимого результата они не принесут. Во-первых, рано или поздно цены могут рвануть вверх. Во-вторых, не устраняется основная причина. Эксперты говорят, она одна - монополизм в российской экономике. Если власти не будут развивать рыночные отношения - инфляция будет постоянной головной болью страны. Когда рынок захватили крупные компании торговые сети, а мелкий и средний бизнес выкинут на окраины рынка постоянного роста цен не избежать. Этому подтверждение и нынешняя ситуация. Власти уже несколько недель пытаются остановить рост цен. Но не надо быть особо наблюдательным, что бы видеть продукты дорожают каждый день. И цены на некоторые из них, к примеру подсолнечное масло и молоко, выросли в два-три раза.

Эксперты пока не берутся прогнозировать, когда рост цен стабилизируется. Правительство просит год-полтора для замораживания цен. За это время инфляция в России вернется к "тенденции понижения", сообщил 24 октября помощник президента РФ Игорь Шувалов на заседании американо-российского делового совета. По его словам, "сейчас у нас проблемы с инфляцией, но они носят краткосрочный характер, и уже через год-полтора мы вернем инфляцию в рамки сокращения".

Временное замораживание цен на ряд продуктов является "вынужденной мерой в отсутствие комплексной политики", считает депутат Госдумы РФ, руководитель Национального института развития Сергей Глазьев. В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" он заметил, что это решение "разумное, но недостаточное для того, чтобы стабилизировать ситуацию на продовольственном рынке". "Необходим комплекс мероприятий, направленный на обеспечение добросовестной конкуренции и открытости рынка, - уверен Глазьев. - Если мы хотим стабильно низких цен на продовольствие, соответствующих реальной себестоимости, нам необходимо развивать конкуренцию, давать возможность товаропроизводителям самим перерабатывать свою продукцию, стимулировать создание крупных агропромышленных корпораций".

По мнению Глазьева, соглашение производителей и продавцов продовольственных товаров о замораживании цен "не только юридически корректно, но и экономически грамотно", и теперь "конкуренция будет развиваться по критерию роста объема продаж" в данных условиях. Тем не менее, заметил Глазьев, по истечении срока замораживания, "будет новый виток роста цен".

Другие аналитики соглашаются, что замораживание цен на товары соцзначения ведущими российскими производителями и торговыми сетями вряд ли приведет к существенному замедлению темпов инфляции, но может вылиться в рост цен на другие продукты и усиление монополизации российского рынка ритейла.

"В связи с тем, что не 100% производителей и продавцов в России подписывают соглашение, и остается значительное число их конкурентов, влияние на инфляцию будет ограниченным", - предположил в беседе с РИА "Новости" экономист компании "Тройка диалог" Антон Стручиневский. По его мнению, разрешение со стороны властей отечественным компаниям подписать соответствующее соглашение "является не более чем попыткой правительства показать, что ведется работа по сдерживанию роста цен". Однако, считает эксперт, это является лишь мерой, которая позволит оттянуть инфляцию.

По мнению старшего экономиста инвестиционного банка "Траст" Евгения Надоршина, подобное соглашение может привести к целому ряду негативных последствий. "Желание властей перед выборами обозначить свою работу в отношении борьбы с ростом цен, я не исключаю, может привести к тому, что потребителю придется серьезно за это расплачиваться", - сказал он. Надоршин предположил, что производители, которые будут поставлять на рынок продукцию по замороженным ценам, могут начать увеличивать производство других товаров и сокращать объемы предложения товаров с замороженными ценами.

По его мнению, это может быть вызвано тем, что производители во время действия данного соглашения не будут получать желаемой выгоды от производства и продажи тех товаров, по которым будут зафиксированы цены. Следовательно, продолжил экономист, для компенсации упущенной выгоды они будут стремиться к увеличению объемов производства прочих товаров, кроме того, могут начать завышать цены на продукты, по которым они не зафиксированы. Также производители могут начать делать запасы товаров с фиксированными ценами, то есть предлагать их меньший объем рынку, с целью их последующей продажи по более выгодным ценам после окончания срока действия соглашения, добавил он.