Михаил Фридман и Алишер Усманов
©РИА Новости / Михаил Климентьев
Михаил Фридман и Алишер Усманов Российские бизнесмены нервничают в ожидании доклада Конгрессу США об олигархах и персональных санкций
 
 
 
Михаил Фридман и Алишер Усманов
©РИА Новости / Михаил Климентьев
 
 
 
Российские бизнесмены нервничают в ожидании доклада Конгрессу США об олигархах и персональных санкций
Global Look Press

Богатейшие российские бизнесмены, не входящие в ближайший круг президента Владимира Путина, с тревогой ждут февраля 2018 года, когда в США будет обнародован отчет об олигархах и высших чиновниках, задействованных во внешней политике. Они нанимают юристов и прибегают к услугам лоббистов в Вашингтоне, опасаясь персональных санкций США, пишет сайт The Bell.

Закон "О противодействии противникам Америки посредством санкций" (CAATSA), подписанный президентом США Дональдом Трампом 2 августа, предписывал в течение 180 дней, то есть примерно к февралю 2018 года, Министерству финансов США, директору Национальной разведки и госсекретарю представить соответствующие данные в профильные комитеты конгресса.

Попадание в этот отчет может грозить введением персональных санкций, предполагающих запрет на въезд на территорию США, замораживание активов и запрет на ведение дел с американскими гражданами и компаниями. Чтобы навести справки о том, что происходит, приходится летать в Вашингтон, пожаловался один из участников списка Forbes, но пока никаких разъяснений не получено. "Непонятно ничего: ни кто работает над этими санкциями, ни кто составляет санкционный список, ни какие в нем будут критерии, ни источники информации, которые лягут в основу", - сказал он. Выяснить это, по его словам, не могут даже местные лоббисты.

Координатор санкционной политики Госдепартамента США, эксперт вашингтонского Атлантического совета Дэниел Фрид после выборов ушел в отставку, и его должность не занята, поэтому бизнесмены не знают, с кем консультироваться.

"Я воспринимаю это так, что американцы сигнализируют нам: разбирайтесь там сами со своим Путиным, а к нам не лезьте", - сказал другой собеседник издания.

Конкретные фамилии в законе не упоминаются. Между собой бизнесмены обсуждают, что больше всего рискует оказаться под санкциями Олег Дерипаска, которого обвиняли, в частности, в связях с бывшим главой штаба Дональда Трампа Полом Манафортом.

В зоне риска - "Альфа-групп" и ее акционеры во главе с Михаилом Фридманом. Группа упоминается в досье бывшего сотрудника британской разведки Кристофера Стила как выполнявшая поручения Владимира Путина и содействовавшая вмешательству в американские выборы.

Среди кандидатов на попадание в список - Алишер Усманов и Роман Абрамович, которого считают одним из самых близких к Владимиру Путину бизнесменов.

Как олигархи по совету Путина готовятся к санкциям

Из закона, подписанного Трампом, следует, что должен быть установлен круг олигархов, степень их близости с Владимиром Путиным и другими представителями российской правящей элиты. Также предстоит выяснить, есть ли в действиях этих лиц признаки коррупции, оценить размер состояний и источники доходов этих лиц и членов их семей, определить, есть ли у них бизнес-связи и активы за пределами России; оценить потенциальной эффект введения санкций, в том числе вторичных, то есть распространяющихся за пределы США на третьи страны. Попадающий в такой список бизнесмен не сможет найти финансирование не только в американских, но и в европейских банках.

За составление санкционных списков отвечает Office of Foreign Assets Control (OFAC), подразделение Минфина США, которое в 2014 году включило в санкционный список SDN (Specially Designated Nationals) Геннадия Тимченко, Аркадия и Бориса Ротенбергов и Юрия Ковальчука, мотивировав это тем, что они входят "в личный круг президента Путина", а позже и других, в том числе главу "Роснефти" Игоря Сечина.

Путин еще полтора-два года назад собрал всех крупных российских бизнесменов, чтобы предупредить их о риске персональных санкций, рассказали двое участников этого совещания, сказал источник издания. "Уже тогда Путин предполагал, к чему все идет, и советовал по возможности обезопаситься", - добавил он.

"К такому не подготовишься", - посетовал один из участников списка Forbes, передает The Bell, но многие из них плотно работают с юристами, которые им советуют развод с женой с оформлением на нее активов.

В связи с этим вспоминается расставание Романа Абрамовича с Дарьей Жуковой. В октябре владелицей почти 7% акций холдинга En+ (владеет UC Rusal и энергетическими активами) Олега Дерипаски стала его жена Полина. Пакет оценивается в 500-600 млн долларов. В окружении Абрамовича и Дерипаски утверждают, что с возможными санкциями это не связано.

Владелец "Онэксима" Михаил Прохоров занимается активнее других распродажей активов. В сентябре он продал последний медиаактив - журнал "Сноб" и сайт Snob.ru, ранее группа "Онэксим" продала основателю и владельцу группы ЕСН Григорию Березкину медиахолдинг РБК. В августе 2017 года Михаил Прохоров продал последний принадлежавший ему крупный актив - 7% акций "Русала" стоимостью 504 млн долларов. Покупателем выступила компания, связанная с Виктором Вексельбергом.