В новыом бюджете будут предусмотрены 30 млрд рублей на поддержку автопрома
Архив NEWSru.ru
В новыом бюджете будут предусмотрены 30 млрд рублей на поддержку автопрома
 
 
 
В новыом бюджете будут предусмотрены 30 млрд рублей на поддержку автопрома
Архив NEWSru.ru

Главной бюджетной новостью, объявленной накануне вице-премьером и министром финансов Алексеем Кудриным по результатам рассмотрения в Белом доме трехлетнего бюджета на 2010-2012 годы, оказалось сообщение об очередной господдержке автопрома - на сумму 30 млрд рублей, пишет газета "Коммерсант".

Из них 20 млрд рублей будет направлено на закупку автотранспорта для госнужд. Фактически это означает, что программа госзакупок автотехники, финансируемая из федерального бюджета, по сравнению с 2009 годом снижается вдвое, пишут "Ведомости". В нынешнем году на эти цели правительство направило 12,5 млрд рублей по федеральной программе, 20 млрд рублей было распределено по региональной программе через Минрегионразвития и еще 10 млрд рублей должны были вносить сами регионы. Кудрин же назвал вчера общие расходы бюджета, которые пойдут на госзакупки в следующем году.

Еще 10 млрд рублей правительство намерено потратить на финансирование программы утилизации подержанных автомобилей, чтобы стимулировать продажи новых машин. Деньги выделят из 70 млрд рублей антикризисного резерва, пояснил Кудрин.

Автомобильная отрасль стала в бюджете наиболее защищаемой: только в ее рамках Белый дом готов поддерживать и российских, и иностранных производителей, причем множеством способов (от госгарантий и прямых вливаний в АвтоВАЗ до прямого участия государства в конфликтах на ГАЗе), так и на стороне потребителя (субсидии по ставкам кредита, программа выкупа старых автомобилей, госзакупки автотранспорта на 20 млрд рублей).

"Автомобильный" акцент бюджета - явное следствие временного успеха программ в ЕС и США: ряд стран, в том числе Германия, весной-летом 2009 года продемонстрировали рост промпроизводства именно за счет массированной внешней поддержки автопрома, делает вывод "Коммерсант".

По предварительным расчетам Минпромторга, приступившего в августе 2009 года к разработке программы по утилизации, необходимо выкупить у населения около 200 тысяч машин. Алексей Кудрин сообщил, что за каждый подержанный автомобиль будут давать по 50 тысяч рублей.

Откуда Минпромторг взял цифру в 200 тысяч автомобилей, не совсем понятно. Аналитическое агентство "Автостат", на начало нынешнего года в возрастной категории старше 10 лет с момента производства насчитывалось 18,43 млн автомобилей, многие из которых нуждаются в срочной утилизации.

Схема предоставления премии окончательно не утверждена, но предполагается, что собственник сможет сдать в утиль (их предполагается уничтожать в специальных центрах) автомобиль не моложе десяти лет, бывший в его владении более года, не попадавший в незарегистрированное ДТП и не числящийся в угоне. Станция, которая утилизирует такой автомобиль, выдаст его владельцу соответствующий сертификат, который, по сути, станет аналогом ваучера на скидку в размере 50 тысяч рублей. В сертификате необходимо будет сделать отметку о снятии машины с учета в ГИБДД, после чего можно будет предъявить его дилеру при покупке нового автомобиля. Дилеру затраты по скидке возместит бюджет.

В том, что российская программа будет иметь успех, аналогичный американскому или европейским аналогам, многие сомневаются. Так, обозреватель журнала "Большой Бизнес" Владимир Волков считает, что одной из проблем может стать нежелание российских владельцев старых авто сдавать их даже за дополнительные деньги по вполне прозаической причине: у многих из них просто может не оказаться средств для доплаты за новую машину.

По данным агентства АВТОСТАТ, наибольшая доля автомобилей старше десяти лет в России в дальневосточном регионе - в Магадане (82,5%), в Приморском крае (78,9), в Якутии (65,6%), жители которых, ясно как день, никогда не сядут на "Жигули", а новые российские иномарки, которые тоже недешевы, сюда надо еще довезти. В остальных регионах ситуация не многим лучше.

"Но самое главное, в России не существует современной индустрии переработки автомобилей, а также законов, которые бы регулировали эту отрасль и стимулировали инвестиции, - считает Волков. - В западных странах создание современных и производительных производств потребовало десятилетий и сотен миллионов долларов. В России автопереработка пока фактически существует на "птичьих" правах (закона об утилизации автомобилей нет) и представлена отдельными более или менее самодеятельными компаниями, как правило, не располагающими современными технологиями".