Правительство определило, на что можно тратить деньги стабилизационного фонда
RTV International
Правительство определило, на что можно тратить деньги стабилизационного фонда
 
 
 
Правительство определило, на что можно тратить деньги стабилизационного фонда
RTV International

Правительство определило, на что можно тратить деньги стабилизационного фонда: Михаил Фрадков подписал и предал гласности постановление правительства №229 "О порядке управления средствами стабилизационного фонда РФ".

В дискуссии аппарата правительства и Минфина пока выиграл Алексей Кудрин - стабфонд будет размещен в валюте и гособлигациях, согласно его заветам, сообщает "Коммерсант".

Впрочем, аппарат правительства готов продолжить борьбу за размещение части от гигантской суммы 1,68 трлн рублей в "голубые фишки". "Через месяц Минфин должен утвердить, в какие валюты и в бумаги какой длины можно инвестировать стабфонд, сроки погашения бумаг, порядок зачисления процентов, взаимодействие с казначейством. Фрадков не даст добро на вложение, пока Минфин не подготовит еще и поправки, позволяющие вкладывать резервы в акции зарубежных компаний", - считают "Ведомости". "Фрадков - опытный аппаратчик, он подписал схему, которая его не устраивает, потому что увидел, как следующим ходом заблокировать ее", - заявил газете замдиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин.

Повод для этого будет. Фрадков дважды заворачивал документ, требуя большей отдачи от вложений. Однако и в случае "правильных цифр", прописанных Минфином, повод будет. Ранее подписание документа откладывалось по другой причине: механизм инвестирования не был запущен, так как договор управления с ЦБ, который должен был заключить Минфин, не защищал национальные резервы от судебных исков (например, фирмы Noga и кредиторов ЮКОСа).

По последнему варианту Минфин должен заключить с ЦБ договор банковского счета, при котором средства стабфонда на период инвестирования становились бы собственностью ЦБ. Юридически Банк России независим от правительства. Однако эксперты считают, что и такая форма не гарантирует сохранность российских активов от возможных претензий иностранных компаний. Об этом говорится в подготовленных для Фрадкова заключениях МВФ, Всемирного банка, двух крупных консалтинговых компаний. Так что возможность для маневра сохраняется.

Инвестиция под номером 229

В соответствии с постановлением Минфин станет управляющим средствами стабфонда. Не позже чем через два месяца ведомство Кудрина начнет приобретать "разрешенную иностранную валюту" и "долговые обязательства иностранных государств" - ничего другого на деньги фонда по постановлению приобрести нельзя.

Центральным моментом в управлении стабфондом станет открытие казначейством банковского счета в ЦБ в иностранной валюте - на этот счет (или счета) будут конвертированы средства с рублевого казначейского счета, на него ЦБ будет начислять проценты и с него будут осуществляться покупки иностранных гособлигаций.

По логике критиков, по постановлению министр обязан ежеквартально отчитываться перед премьером о размещении стабфонда. Так как стабфонд окажется "замаскирован" в золотовалютных резервах и, следовательно, его размещение будет невозможно проследить детально, всегда можно будет найти претензии к Минфину и ЦБ.

Главное отличие нового постановления от постановления двухлетней давности: после конвертации (неизвестно, по какому курсу она будет происходить - не исключено, что апрельское укрепление рубля связано с ней, а ЦБ в мае еще усилит фактическую ревальвацию национальной валюты) деньги стабфонда окажутся "растворенными" в золотовалютных резервах. В результате, по логике Минфина, внешним истцам будет невозможно арестовать собственность ЦБ. Заодно будут ограничены и возможности российских претендентов на деньги стабфонда.