Закон о монополии на экспорт газа перекрыл кислород и нефтяникам
Архив NEWSru.ru
Закон о монополии на экспорт газа перекрыл кислород и нефтяникам         Принятый закон, закрепляющий право на экспорт газа за "Газпромом", таможня истолковало очень широко
 
 
 
Закон о монополии на экспорт газа перекрыл кислород и нефтяникам
Архив NEWSru.ru
 
 
 
Принятый закон, закрепляющий право на экспорт газа за "Газпромом", таможня истолковало очень широко
RTV International

Принятый закон, закрепляющий право на экспорт газа за "Газпромом", таможня истолковала очень широко. В список сырья, экспортировать которое может только "Газпром", включили также газовый конденсат и пропан-бутан, пишет газета "Ведомости". Нефтяным компаниям запрет грозил миллиардными убытками. Спустя некоторое время запрет на продажу газового конденсата отменили. Нефтяники надеются, что снимут и оставшиеся ограничения на продажу пропан-бутана. По мнению аналитиков, сложившаяся ситуация может быть следствием внутрикорпоративной борьбы в "Газпроме".

18 июля президент подписал закон "Об экспорте природного газа", закрепивший за "Газпромом" монополию на поставки за рубеж всего российского газа за исключением добытого на условиях соглашений о разделе продукции.

31 июля Федеральная таможенная служба (ФТС) сообщила нефтяным компаниям, что таможенное оформление любого экспортируемого газа, включая пропан-бутан и газовый конденсат, ФТС будет производить только для тех, у кого есть соответствующая лицензия Минэкономразвития. В результате экспорт газового конденсата и пропан-бутана был фактически остановлен. Ведь лицензия, о которой говорили таможенники, была только у "Газэкспорта".

Нефтяники были шокированы. В 2005 году, по оценкам аналитиков, нефтяники экспортировали пропан-бутана на общую сумму в 900 млн долларов, стоимость поставленного за рубеж газового конденсата оценивается в 2,6 млрд долларов.

Впрочем, автор законопроекта и сами нефтяники понадеялись на быстрое разрешение ситуации, так как посчитали, что проблема возникла просто из-за недостаточной конкретности закона. На помощь нефтяникам пришли чиновники из Минэкономразвития, пообещавшие подготовить поправки в закон и направить обращение в правительство.

Тем временем, таможенная служба разморозила для нефтяных компаний экспорт газового конденсата, однако экспорт сжиженной пропан-бутановой смеси, которая производится на НПЗ, по-прежнему находится под запретом. Почему таможенники не могут снять ограничения, так же как и по конденсату, не ясно.

Впрочем, газета "Коммерсант" высказывает предположение, что все происходящее связано с внутренней конкуренцией в самом "Газпроме". Закон "Об экспорте газа" в штыки приняли в "Газпром нефти" (бывшая "Сибнефть") и поддерживали в "Газэкспорте", давно добивающемся монополии на экспорт всех видов сырья, добываемых "Газпромом". Так, в 2005 году "Газэкспорт" настаивал на том, чтобы нефтеэкспорт присоединяемой к "Газпрому" "Сибнефти" шел через него.

Другая версия, опубликованная газетой "Коммерсант", заключается в том, что истинная причина запрета на экспорт пропан-бутана – это борьба за госкомпанию "СГ-Транс", крупнейшего перевозчика этого вида сырья, не контролируемого "Газпромом". Естественно, что введенный запрет приносит компании немалые убытки. При этом "СГ-Транс", активы которой оцениваются в 800 млн долларов, стоит в плане приватизации на 2006 год, однако против продажи компании выступает ведомство Минпромэнерго.