В России грядет масштабная реформа государственного финансирования: чиновников научат ставить измеримые цели и приучат получать деньги за конкретный результат. Минфин полон решимости реализовать реформу к 2012 году, пишет газета "Ведомости".
Как следует из размещенной на сайте Минфина "Программы повышения эффективности бюджетных расходов", меняться будет структура бюджета: он будет целиком состоять из долгосрочных целевых программ (ДЦП). Опробовать программно-целевой принцип Минфин планирует при подготовке бюджета 2011 года, а бюджет на 2012 год и на период до 2014 год уже полностью готовить по новой методике.
Федеральным ведомствам будет предложено составлять ДЦП исходя из целей, изложенных в концепции-2020, и приоритетов, описанных в основных направлениях деятельности правительства.
"Карта ДЦП" должна содержать индикаторы достижения цели (конечные и промежуточные) и перечень задач и мероприятий для ее достижения. Мероприятия будут называться ведомственными целевыми программами (ВЦП). Каждое министерство может быть куратором долгосрочной программы и исполнителем нескольких ведомственных в составе других ДЦП.
"Бюджет - лишь один из инструментов достижения целей государственной политики. Чтобы обеспечить эффективность бюджетных расходов, необходимо, во-первых, четко определить эти цели и, во-вторых, увязать в рамках ДЦП бюджетные расходы с другими инструментами - регулятивными мерами, осуществлением контроля, налоговыми льготами. А это значит, что нужно усиливать политическую направленность бюджета, в том числе упрощать его структуру", - цитируют "Ведомости" директора департамента Минфина Алексея Лаврова.
Сейчас на долю программных расходов (ФЦП, нацпроекты) приходится порядка 15% бюджетных расходов, долгосрочными же программами будут охвачены почти 100% - кроме расходов, которые "обеспечивают деятельность государства в целом и вносят вклад в реализацию абсолютно всех программ", - говорит Лавров.
Документ в правительство официально пока не внесен, однако на совещаниях в Белом доме его уже обсуждали, рассказывает правительственный чиновник. Будущее документа туманно, говорит он, у Минэкономразвития серьезные претензии: "У него и у Минфина разное понимание того, что такое ДЦП, из-за этого до сих пор нет методики написания программ". Еще один принципиальный момент - не понятно, как министр сможет отвечать за исполнение другими ведомствами их ВЦП, которые входят в его ДЦП.
Минэкономразвития представило замечания, говорит высокопоставленный чиновник этого ведомства, программа между министерствами пока не согласована. Не очевидно, что ее нынешний вариант делает бюджетные расходы действительно эффективнее, сомневается другой сотрудник Минэкономразвития: "Новая классификация может только размыть контроль за исполнением бюджета".
"Мы хотим, чтобы бюджет был компактным, доступным и понятным", - говорит о главной цели программы замдиректора департамента Минфина Валерий Сидоренко. Есть несколько регионов, которые уже перешли на верстку бюджета по результатам, например Тверская и Тюменская области, добавляет он.
Тверь оформляет бюджет в форме ДЦП с 2005 года, утверждает министр финансов Тверской области Алексей Каспржак: "Сейчас уже 98% бюджета формируется по новому принципу. Он доказал свою эффективность: мы пишем бюджет под запросы потребителя, а не под потребности бюджетополучателей". Минфин рекомендует всем регионам перейти на программный бюджет.