Никелевый комбинат стал причиной российско-норвежской ссоры
НТВ
Никелевый комбинат стал причиной российско-норвежской ссоры
 
 
 
Никелевый комбинат стал причиной российско-норвежской ссоры
НТВ

На весну этого года запланирован визит президента Дмитрия Медведева в Норвегию. Как сообщают "Новые Известия", одной из острых тем его переговоров в Осло станет работа российского никелевого комбината, расположенного на Кольском полуострове в десяти километрах от границы. Норвежцы утверждают, что предприятие продолжает выбрасывать в атмосферу в пять раз больше диоксида серы, чем вся их промышленность.

Деятельность комбината в городе Никеле остается одной из проблемных тем во взаимоотношениях Норвегии и России. Ветер сносит выбросы диоксида серы и тяжелых металлов из заводских труб и на норвежскую территорию, вплоть до города Киркенес, находящегося в 40 километрах от границы. Норвежцы требуют, чтобы производство было подвергнуто радикальной реконструкции.

Они даже создали для этого собственный фонд помощи, однако, как констатировал министр иностранных дел Норвегии Юнас Гар Сторе на прошедшей недавно встрече Совета стран Баренцева региона, около 40 млн долларов, выделенных его страной на экологическую модернизацию комбината в Никеле, так и остались невостребованными.

"Печально было наблюдать работу комбината в Никеле, который по-прежнему выбрасывает в пять раз больше диоксида серы, чем вся Норвегия (100 тысяч тонн в год, согласно собственным данным комбината, на которые ссылается SFT - Государственное управление Норвегии по борьбе с загрязнениями," - заявил Сторе.

Норвегию, помимо медлительности в модернизации комбината, возмущает и введенный российской стороной запрет на мониторинг экологического состояния Никеля. С начала 90-х годов по соглашению с Москвой в районе этого города были установлены автоматические станции по забору и анализу проб воздуха, их работу финансировало правительство Норвегии.

Однако осенью 2008 года норвежцы получили автоматические станции были отключены от энергоснабжения. По словам руководителя проекта Тура Юханнессена, местные власти объяснили, что в России изменилось соответствующее законодательство, и отныне работа норвежских приборов стала незаконной.