На инвестиционном форуме "Россия зовет!" в этом году царили тишь да гладь, да божья благодать, сошедшая на участников в виде оптимистичных заявлений правительственных чиновников. Приехавший на форум Владимир Путин хвалил Эльвиру Набиуллину, а заодно и весь экономический блок правительства. Главы Минфина и Минэкономразвития хором восхищались темпами восстановления российской экономики и уверяли, что год назад даже представить себе не могли, что все так обернется, замечает газета "Московский комсомолец".
В прежние годы "ложку дегтя" в заготовленную главой Минфина "бочку меда" добавлял его постоянный оппонент Алексей Улюкаев, но на этот раз по известным причинам спорить с Силуановым было некому.
Новый глава Минэкономразвития Максим Орешкин, просидев в своем кресле меньше года, уже снискал славу главного оптимиста в правительстве и чуть ли не любимчика Владимира Путина. И хотя сам Орешкин с такой оценкой не согласен, на форуме он пообещал банкирам дальнейшее укрепление позитивных тенденций.
Банкиры, однако, в кулуарах жаловались, что положение в финансовом секторе не так безоблачно, как это хочет представить правительство. Их удручает то, то ключевая ставка ЦБ все еще высокая, дешевых денег из-за изоляции и санкций за границей не возьмешь, активность населения падает, а тут еще низкая инфляция "съедает" маржу. Но вслух свои опасения никто не высказывал, тем более что и хозяин форума Андрей Костин предупредил: не вздумайте критиковать Банк России.
Традиционный доклад Владимира Путина на инвестфоруме ВТБ не сопровождался дискуссиями и не содержал новых цифр. Тем не менее выступление на мероприятии, основная цель которого - формальный и неформальный диалог с крупными мировыми инвестфондами и корпоративными инвесторами, имело очевидную цель, пишет газета "Коммерсант".
Президент подтвердил существование "опасений у ряда специалистов" по поводу "дефляционной угрозы" конца 2017 года и ухода годовой инфляции до уровня 3% годовых в конце третьего квартала при таргете ЦБ 4%. Впрочем, центральная часть выступления была акцентирована на теме, в последние годы поднимающейся редко, - об объеме ненефтегазового дефицита бюджета.
Глава государства, таким образом, фактически открыл бюджетную дискуссию следующего года, заявив: РФ будет придерживаться стратегии снижения ненефтегазового дефицита. Путин фактически подтвердил и отсутствие намерений изменять общий уровень налогообложения после выборов. Между тем планки 2007 года - 4,7% ненефтегазового дефицита - бюджет РФ даже при очень благоприятной конъюнктуре коснется не ранее 2021 - 2022 годов.
В то же время, указывает "Независимая газета", уже сейчас не подтверждаются заявления президента, что общие доходы бюджета будут расти. Наоборот, финансовые власти заложили в проект бюджета на следующую трехлетку снижение доходной части - с 16% ВВП, ожидаемых в этом году, до 14,8% ВВП в 2020-м.
Занижая доходы, правительство готовит почву для существенного урезания расходов. И это рикошетом ударит по казне, ведь если экономическая активность будет и дальше сдерживаться бюджетными и денежно-кредитными ограничениями, то отчисления в бюджет скоро делать будет почти некому. Судя по данным Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), российская экономика показывает признаки жизни, однако она сильно отстает от того уровня, который был еще пять лет назад.
Ни по инвестициям, ни по обороту розничной торговли, ни по доходам населения Россия так и не вернулась к уровням 2012 года. По расчетам экспертов ЦМАКП, сейчас экономика России показывает динамику хуже, чем в застойные советские годы. При этом реальная зарплата сейчас оказалась выше уровня 2012 года лишь на 0,6%.