Авторитетный американский еженедельник BusinessWeek рассуждает о том, можно ли назвать социальные инициативы президента "новым курсом" в российской экономической политике. Есть риск, что нефтяное богатство отвлечет внимание от важнейших реформ, опасается
Авторитетный американский еженедельник BusinessWeek рассуждает о том, можно ли назвать социальные инициативы президента "новым курсом" в российской экономической политике. Есть риск, что нефтяное богатство отвлечет внимание от важнейших реформ, опасается Президент планирует использовать неожиданный приток денег в результате повышения цен на нефть для повышения жизненного уровня населения, особенно работников бюджетной сферы с низкими доходами
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Авторитетный американский еженедельник BusinessWeek рассуждает о том, можно ли назвать социальные инициативы президента "новым курсом" в российской экономической политике. Есть риск, что нефтяное богатство отвлечет внимание от важнейших реформ, опасается
 
 
 
Президент планирует использовать неожиданный приток денег в результате повышения цен на нефть для повышения жизненного уровня населения, особенно работников бюджетной сферы с низкими доходами
 
 
 
Владимир Путин пообещал тратить не менее 4 млрд долларов ежегодно в течение ближайших нескольких лет на совершенствование систем образования и здравоохранения, которым раньше уделялось очень мало внимания

Авторитетный американский еженедельник BusinessWeek рассуждает о том, можно ли назвать социальные инициативы президента "новым курсом" в российской экономической политике. Есть риск, что нефтяное богатство отвлечет внимание от важнейших реформ, опасается издание.

Владимир Путин пообещал тратить не менее 4 млрд долларов ежегодно в течение ближайших нескольких лет на совершенствование систем образования и здравоохранения, которым раньше уделялось очень мало внимания. Часть средств будет направлена на выплату субсидий различным социальным группам, начиная от фермеров и военных и заканчивая молодыми людьми, желающими приобрести жилье.

Президент планирует использовать неожиданный приток денег в результате повышения цен на нефть для повышения жизненного уровня населения, особенно работников бюджетной сферы с низкими доходами. Между тем существует риск, что нефтяное богатство России отвлечет внимание Путина от важных экономических реформ, которые он намеревался провести на заре своего президентского срока, в 2000 году, считает BW. (Перевод статьи на сайте Inopressa.)

В данный момент повышение расходов (на социальные нужды) выглядит как ловкий политический ход. В декабре 2007 года должны состояться выборы в российский парламент, а в марте 2008-го – президентские выборы. Путин хочет, чтобы его щедрость была ощутима еще до того, как избиратели направятся на избирательные участки. Поскольку согласно конституции Путин не может участвовать в новых выборах – и он подчеркивает, что не станет менять Конституцию, – Путин работает с целью закрепить свое наследие и облегчить путь для своего преемника.

Несмотря на то что возможны различные сюрпризы, все-таки распространено мнение, что Путин последует примеру своего предшественника Бориса Ельцина и к концу президентского срока назовет своего фаворита, который будет участвовать в президентских выборах. "Нет сомнений в том, что окружение Путина ищет инструменты для того, чтобы остаться у власти после 2008 года, – говорит эксперт Горбачев-фонда Андрей Рябов. – Эти (социальные) программы будут использоваться в качестве главного инструмента в ближайшей избирательной кампании".

Увеличивая заработки миллионов россиян, Путин создает базу для того, чтобы избранный им преемник стал президентом, делает вывод американское издание. Мизерные зарплаты врачей и медсестер будут увеличены в два раза. Ожидается, что зарплата ученых будет увеличена на 300% и достигнет 1000 долларов в месяц. Путин хочет, чтобы к 2008 году половина из 60 тысяч российских школ получила доступ к интернету. Путин заявил о планах снабдить 10 тысяч муниципальных клиник современным диагностическим оборудованием, а также построить новые региональные медицинские центры, где будут применяться новейшие технологии. Кроме того, Путин хочет, чтобы к 2007 году строительство жилых зданий увеличилось на 33% и "особое внимание" уделялось потребностям в жилье военных, милиционеров, ветеранов войны и инвалидов.

Для достижения таких амбициозных целей Путину, вероятно, понадобится потратить больше денег, чем он планирует. В данный момент Москва может себе это позволить. Правительство рассчитывает, что ВВП в этом году увеличится на 7%, а в следующем – на 3%, и, несмотря на это, запланировано увеличение расходов бюджета на 14% в реальном исчислении.

Тем не менее, стратегия Путина несет в себе риски для России. Так, экономисты беспокоятся, что инфляция, которая сегодня составляет 11%, устремится вверх по мере того, как Москва будет увеличивать нагрузку на "нефтяной насос". Растущие цены уже стали источником недовольства в обществе. Больше половины россиян называют инфляцию самым большим провалом в работе правительства.

Но самые большие опасения у редакции американского еженедельника вызывает тот факт, что рост финансирования за счет нефтяных денег может стать подменой жизненно важных экономических реформ. После переизбрания Путина в марте 2004 года было сделано очень мало для реализации программы реформ, составленной его экономическими советниками во время первого срока президентства. В то время планировалось сократить бюрократию, усилить конкуренцию в сфере неэффективных государственных жилищно-коммунальных предприятий, улучшить финансовое регулирование и стимулировать рост частной пенсионной системы и частного медицинского страхования. Но была предпринята лишь попытка сомнительного реформирования системы социальных льгот. Массовые протесты, которые имели место в начале этого года, могли вынудить Путина сменить курс.

Представляя свою программу реформ, президент также призвал к "структурным преобразованиям" государственных предприятий, включая усиление конкуренции муниципальных предприятий сферы общественного транспорта и коммуникаций. Но в целом очевиден популистский оттенок путинской тактики. Кремль все больше сосредотачивается на проблеме выборов 2008 года, и возможности для проведения жестких реформ стремительно сокращаются.