Россия усилила давление на энергетические и добывающие компании, зарегистрированные на британской бирже. Олег Митволь, заместитель главы Росприроднадзора, призвал Лондонскую фондовую биржу и британские власти положить конец предполагаемым злоупотреблениям. Влиятельный московский чиновник высказал подозрение, не "обманывают" ли они инвесторов, завышая объемы имеющихся в их распоряжении резервов.
Этот призыв прозвучал, когда Кремль забирал российские активы у таких британских компаний, как Shell и BP, пишет The Guardian (полный текст на сайте InoPressa.ru). По мнению властей, эти фирмы приобрели их по заниженным ценам, когда дела у Москвы шли из рук вон плохо.
"Когда данные владельцев лицензии расходятся с государственными данными, то это, во-первых, ненормально, а во-вторых, мошенничество. Могу добавить, что вскоре появятся результаты нашей работы с заявлением одной из компаний, которые приведут к существенному снижению ее резервов", – рассказал Митволь.
Росприроднадзор намеревался проверить деятельность ряда небольших компаний, зарегистрированных на Лондонской бирже.
Митволь отказался конкретизировать, какие компании вызывают у него беспокойство. "Мы будем работать со всеми компаниями, чтобы ввести определенную схему для приведения в соответствие их данных с государственными цифрами сертифицированных резервов", – заявил он.
"В целом компании, у которых могут возникнуть проблемы, – это те, которые за два-три года поднялись с нуля и достигли стоимости в сотни миллионов фунтов".
Олег Митволь полагает, что имели место серьезные нарушения. По его словам, одна из золотодобывающих компаний получила лицензию несколько лет назад и с тех пор "занималась лишь одним – собирала у зарубежных инвесторов на Лондонской бирже деньги. Она делала еще кое-что: каждые два года меняла временной график разработки запасов".
Глава экологического ведомства, который пользуется среди западных компаний репутацией неприятного, но серьезного противника, заявил, что стремится к более тесному сотрудничеству между российскими и британскими регулирующими органами в области заявлений о резервах. "Здесь мы говорим лишь о сотрудничестве в обмене информацией, а это совсем не сложно. Я не вижу ничего плохого, если лондонский чиновник обратится к своему российскому коллеге. Мы будем более чем рады помочь", – заявил он.
Также Митволь выразил озабоченность тем, что американские аудиторы не сверяют сведения, полученные от нефтяных и добывающих групп, с данными российских властей.
"Объяснение этому простое. Большая часть сведений о запасах не совпадает с цифрами ГКЗ (Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых). Сейчас эти аудиторы каждые три месяца выполняют определенные заказы и за свою работу получают значительную плату. Если же они начнут проверять достоверность сведений, то растеряют всех своих клиентов".
Чиновник отрицает, что за его новой попыткой усилить нажим на зарубежные нефтяные и добывающие компании стоят политические причины.
"Цель Кремля, то есть правительства, – обеспечить эффективное использование полезных ископаемых и обязать компании делать что-то после получения лицензий, а не держать их в неопределенном состоянии... заставить компании рассказывать инвесторам о рисках, защитить и улучшить образ России".
Росприроднадзор обвинил BP в нарушении условий лицензии на Ковыктинское месторождение в Восточной Сибири. А в этом году BP пришлось объявить о передаче контроля над месторождением государственной компании "Газпром".
Аналогичное вмешательство пережила и Shell: пострадал ее газовый проект "Сахалин-2" на Дальнем Востоке России. Росприроднадзор обвинил Shell и ее японских партнеров в нарушении условий лицензии. Сообщалось, что они не обеспечили защиту экологии Сахалина. Shell продала контрольный пакет крупнейшего в мире проекта по производству сжиженного газа "Газпрому", после чего нападки на действия рабочей группы прекратились.