Петропавловск-Камчатский, июль 2013 года
© РИА Новости / Александр Пирагис
Петропавловск-Камчатский, июль 2013 года
 
 
 
Петропавловск-Камчатский, июль 2013 года
© РИА Новости / Александр Пирагис

На Дальнем Востоке только-только начался промышленный лов сельди, а мощностей по хранению рыбы уже сейчас не хватает, пишет газета "Коммерсант". Производители надеются, что в ближайшее время из-за курсовых колебаний оптовые цены на лососевую продукцию повысятся. Тем временем ритейлеры, работающие в центре России, закупают лосось на Фарерских островах.

Между тем эксперты связывают затоваривание морозильных мощностей на Дальнем Востоке не столько с трудностями логистики, сколько с ценовой политикой поставщиков. Рыбодобывающие компании хранят в холодильниках выловленную горбушу и другие виды лососевой рыбы в надежде, что вскоре из-за роста курса доллара цена на нее может повыситься. Вследствие административных барьеров и курсовых разниц сейчас выгоднее поставлять российскую рыбу на экспорт. В итоге в этом году объем экспорта рыбы превысит показатели прошлого года.

Общая емкость холодильных мощностей в портах Приморья составляет 69,15 тыс. тонн. Во Владивостоке объем свободных холодильных мощностей не превышает 4 тыс. тонн. В рыбных портах Зарубино и Находки - не более 9 тыс. тонн (по состоянию на 20 октября - 7,5 тыс. тонн).

По данным мониторинга Росрыболовства, уже в начале сентября в холодильниках Приморья хранилось 52,2 тыс. тонн рыбы (75,5% всех емкостей). До конца октября на берег будет поставлено еще около 10 тыс. тонн тихоокеанской сельди. Всего по итогам путины рыбаки выловят примерно 450 тыс. тонн сельди, из них около 350 тыс. тонн тихоокеанской, отмечают в Росрыболовстве. По мнению чиновников, такой объем вылова компенсирует выпадающие поставки рыбы, возникшие из-за введенного РФ эмбарго на продовольствие из Европы.

Как пишет издание, в Росрыболовстве не драматизируют ситуацию с нехваткой холодильных мощностей. Большой объем рыбы будет вывезен в Центральную Россию, как только температурный режим позволит перевозить ее не в рефрижераторных контейнерах, а в вагонах-термосах. При этом, по мнению экспертов, перевозка рыбы в термовагонах обходится в 6 руб. за 1 кг, что на 5 руб. дешевле, чем в контейнерах.

Ранее дальневосточные рыбаки объясняли рост цен на лосось сокращением объема вылова по сравнению с прошлым годом. В то же время на 16 октября Росрыболовство зафиксировало объем добычи тихоокеанского лосося на уровне 330 тыс. тонн, из которых на российский берег было поставлено порядка 80 тыс. тонн лосося, что почти вдвое выше прошлогодних показателей. При этом ритейлеры, работающие в центральной части страны, почти не закупали лососевые, выловленные на Дальнем Востоке.

Рыба и креветки вошли в число продуктов, попавших под российское эмбарго в ответ на санкции США, ЕС, Австралии и Норвегии. В связи с запретом цена на рыбу начала расти. Росрыболовство пообещало заменить попавшую под "ответные санкции" рыбу - атлантическую сельдь, камбалу, треску и креветки - на рыбную продукцию, привозимую с Дальнего Востока. Правда, в этом году в сети российских рыбаков приплыло мало красной рыбы - на 20% меньше, чем ожидалось ими ранее. Большая часть лососевых с Дальнего Востока идет именно на внутренний рынок.

Эксперты опасаются, что сокращение вылова красной рыбы сильно скажется на российских прилавках на фоне запрета на ее поставки из Норвегии. Однако уже известно, что норвежские поставщики нашли обходные пути для своей рыбы, которую запрещено ввозить в Россию: лосось и форель завозят в Белоруссию и страны Балтии, где рыба получает новый таможенный код, что открывает ей путь на российский рынок. Норвежские производители также рассматривают возможность поставлять в Россию свою продукцию через Чили.

На этом фоне ряд дальневосточных регионов России, Совет Федерации, Минсельхоз, ФСБ и некоторые другие структуры уже несколько лет добиваются поэтапного запрета в РФ промысла иностранных судов, который "наносит непоправимый вред популяции лосося и экономике страны".