Крупнейшим размещением года стало IPO Yandex, управляющего одноименным российским поисковиком. Yandex привлек от продажи бумаг 1,3 млрд долларов, и стал вторым среди интернет-компаний после Google
Russian Look
Крупнейшим размещением года стало IPO Yandex, управляющего одноименным российским поисковиком. Yandex привлек от продажи бумаг 1,3 млрд долларов, и стал вторым среди интернет-компаний после Google
 
 
 
Крупнейшим размещением года стало IPO Yandex, управляющего одноименным российским поисковиком. Yandex привлек от продажи бумаг 1,3 млрд долларов, и стал вторым среди интернет-компаний после Google
Russian Look

Уходящий 2011 год оказался достаточно удачным для российского рынка IPO. В течение года публичный статус получили сразу 10 российских компаний из самых разных секторов, начиная от высоких технологий и заканчивая производством пиццы. Половина размещений была организована на Лондонской фондовой бирже, сообщает деловой портал BFM.ru.

Три IPO прошли на российских РТС и ММВБ, по одному размещению российских компаний прошло на американском NASDAQ и немецкой Deutsche Boerse.

Слухи об IPO российской компании появились уже в первые дни года: о намерении разместить свои акции в Лондоне объявил производитель насосных станций группа ГМС. Первоначально компания заявляла о желании привлечь 437–567 млн долларов, но затем умерила аппетиты и за 37% своих акций выручила лишь 360 млн долларов.

Вслед за машиностроительным холдингом свои акции на Лондонской бирже разместили девелопер "Эталон", аграрный холдинг "РусАгро", портовый оператор Global Ports.

Последнее в этом году IPO российской компании на Лондонской бирже прошло уже в декабре. Ради включения своих бумаг в базу индекса FTSE100 свои акции в Лондоне разместил Polymetal International, контролирующий российского производителя драгоценных металлов ОАО "Полиметалл". Через размещение компания привлекла 770 млн долларов.

Крупнейшим размещением года стало IPO Yandex, управляющего одноименным российским поисковиком. Yandex привлек от продажи бумаг 1,3 млрд долларов и стал вторым среди интернет-компаний после Google, который в рамках IPO в 2004 году получил 1,67 млрд от инвесторов. Большую часть полученных от размещения средств - 919,35 млн долларов - получили акционеры, 385 млн долларов - сама компания.

Самым небольшим из зарубежных размещений стало IPO Worldwide Papa's. Компания управляет четырьмя пиццериями в Санкт-Петербурге и Ленинградской области и организует доставку пиццы. Благодаря продаже 36% своих акций на Франкфуртской бирже компания привлекла 14,5 млн евро. Полученные средства группа намерена вложить в расширение сети до 40 ресторанов к 2014 году.

На российских биржах инвесторы проявляли меньшую активность и провели лишь три размещения. Речь идет об IPO интернет-магазина "Ютинет.ru", о размещении "Номос-банка" и производителя удобрений "ФосАгро". Примечательно, что два последних также выпустили депозитарные расписки для Лондонской фондовой биржи и большая часть размещений также проводилась за рубежом.

Впрочем, далеко не для всех эмитентов 2011 год оказался удачным. Завершить процедуру IPO по разным причинам так и не смогли не менее десяти компаний, в числе которых "Челябинский трубопрокатный завод", ритейлер мобильной техники "Евросеть", холдинг "Вертолеты России" и ряд других эмитентов.

В целом, объем российского рынка IPO за год составил около 10 млрд долларов, что значительно больше уровня 2010 года, констатирует заместитель руководителя управления инвестиционно-банковской деятельности ИК "Тройка Диалог" Микаэль Жибо. "Однако активность размещений концентрировалась в первой половине года, до июля. Начавшаяся в августе волатильность и коррекция на мировом рынке повлияла на активность компаний во второй половине года, и мы увидели лишь две сделки. Остальные были отложены на 2012 год", - резюмирует он.

Кроме того, на рынках также прошло несколько вторичных размещений. В начале года вторичное размещение бумаг провел госбанк "ВТБ", а в декабре дополнительную эмиссию акций выпустил ритейлер "Магнит".