Инициатива Минтранса по введению в России "невозвратных билетов" на авиарейсы, несмотря на критику, получила логическое продолжение. Теперь ведомство предлагает принять аналогичные меры и на железной дороге, в поездах дальнего следования, следует из проекта закона, опубликованного в пятницу на официальном сайте Минтранса.
Документ предусматривает внесение соответствующих поправок в Устав железнодорожного транспорта. Согласно этим дополнениям, перевозчикам будет дано право устанавливать нерегулируемые тарифы, "имеющие условие об их невозвратности". Единственное ограничение в том, что таких тарифов должно быть не более 50% от всех установленных на маршруте.
В пояснительной записке к проекту чиновники отмечают, что сейчас при определении цены билета перевозчик вынужден учитывать риск убытков от его возврата, что "увеличивает стоимость перевозки для всех пассажиров".
Между тем применение нерегулируемых тарифов, не предусматривающих такую "страховку", позволит снизить цену и создать новый сегмент доступных тарифов, который, как рассчитывает Минтранс, привлечет новых пассажиров.
Таким образом, применение нерегулируемых тарифов будет в первую очередь на руку самим пассажирам, особенно тем, кто может заранее спланировать свое путешествие, отмечается в записке. Насколько именно ощутимой будет эта выгода, Минтранс не уточняет.
При этом ведомство отмечает, что такие нерегулируемые тарифы также позволят компании получить необходимый фиксированный минимум доходов для рентабельного выполнения перевозки и за счет снижения финансовых рисков, - увеличить количество предлагаемых к продаже мест по более низким тарифам. В конечном счете, это позволит пользоваться услугами ж/д транспорта пассажирам с низкой платежеспособностью и приведет к увеличению пассажирооборота.
Сейчас Устав железнодорожного транспорта РФ при возврате неиспользованного билета предоставляет пассажиру право вернуть проездной документ не позднее, чем за восемь часов до отправления поезда за полную стоимость (цена билета и "плацкарты"), за 2-8 часов - за полную стоимость билета и 50% "плацкарты", менее чем за два часа - получить обратно стоимость билета без цены "плацкарты".
Напомним, невозвратные билеты разрешены в большинстве стран, но в России они под запретом с 2008 года. Ранее в этом году Минтранс выступил с инициативой внести поправки в Воздушный кодекс РФ, которые позволят продавать "невозвратные" билеты авиакомпаниям.
Стоит отметить, что Союз потребителей России инициативу Минтранса о "невозвратных" авиабилетах не поддержал, заявив, что это приведет к росту цен и создаст "правоприменительный хаос". Между тем ФАС еще в апреле проанализировала деятельность росcийских авиаперевозчиков и обнаружила, что авиакомпании недостаточно ясно информируют пассажиров о структуре тарифов и итоговой стоимости перевозки, а также практикуют применение "невозвратных" билетов, что противоречит правилам формирования и применения тарифов, утвержденным Минтрансом, и Воздушному кодексу.