Цены на бензин в России в июне побили сразу несколько рекордов, несмотря на рост производства и отсутствие дефицита на рынке, пишет газета "Коммерсант". В прошлый раз рекордный всплеск цен отмечался в октябре 2014 года на фоне нехватки топлива из-за масштабных ремонтов на НПЗ.
Подорожание топлива длится уже больше трех недель.
Розничные цены на бензин Аи-92 в России за период с 20 по 24 июня в среднем по стране увеличились на 12 копеек, до 34,9 рублей за литр, цены на Аи-95 выросли на 13 копеек и составили 37,77 рублей за литр. Об этом свидетельствуют данные информационно-аналитического центра (ИАЦ) "Кортес".
За прошедшую неделю наибольшее подорожание бензина марки Аи-92 зафиксировано в Сибирском и Центральном федеральных округах - на 18 и 17 копеек, до 34,76 рублей и 34,32 рублей за литр соответственно. Средние биржевые цены на Аи-92 составили 41 075 рублей за тонну, что на 751 рублей выше, чем неделей ранее. Средние оптовые цены на Аи-92 выросли на 559 рублей - до 41 128 рублей за тонну.
Литр бензина марки Аи-95 также сильнее всего подорожал в Сибирском и Центральном федеральных округах - на 18 копеек, до 37,34 рублей и 37,31 рублей соответственно.
Средние биржевые цены на Аи-95 составили 43 346 рублей за тонну, что на 747 рублей больше, чем неделей ранее. Средние оптовые цены выросли на 745 рублей - до 42 934 рублей за тонну.
Разрыв между взлетевшей на мелком опте стоимостью бензина и недостаточно быстрой корректировкой розничной цены грозит убытками независимым АЗС, считают опрошенные изданием эксперты.
Так, в обзоре агентства "Аналитика товарных рынков" отмечается, что рост цен на бензин произошел на фоне выправляющегося баланса спроса и предложения. Ценовой рекорд по бензину в первой половине лета - это весьма негативный сценарий для независимых сетей АЗС. Судя по текущему соотношению оптовых, мелкооптовых и розничных цен, им предстоит торговать бензином в убыток еще два-три месяца.
Независимые вынуждены покупать топливо для себя в мелкооптовом звене по высокой цене, а продавать по розничной цене, которая не окупает их затраты. Для вертикально интегрированных нефтяных гигантов такой проблемы нет, так как им все равно, в каком звене получать маржу.
Источники газеты также указывают на высокий уровень экспортного паритета по бензинам, достигнутый в том числе из-за "ножниц" экспортных пошлин в последние месяцы из-за роста цен на нефть. Экспорт бензина в таких условиях выгоден, но цены до сих пор не отыграли фактор внепланового повышения акцизов.