Весь прошлый год в правительстве шли ожесточенные споры по поводу того, какие активы передать в "Ростехнологии". В итоге госкорпорация получила более 400 предприятий. На тот момент у менеджмента корпорации был четкий план, как развивать эти активы, уверяет Сергей Чемезов. Но карты спутал кризис. Если изначально "Ростехнологии" не собирались просить денег из бюджета на свое существование, то теперь без этого не обойтись. Ведь, по оценке Чемезова, в предбанкротном состоянии сейчас находятся более 30% переданных корпорации компаний. Об этом и многом другом глава "Ростехнологий" рассказал в интервью газете "Ведомости".
- Жена Чемезова – разработчик автоматической коробки передач на Lada
Чемезов уверен, что его структура успешно справиться с управлением 400 предприятиями. "Для этого мы формируем холдинги на основе переданных нам предприятий. Уже принято решение о создании 19 холдингов на базе предприятий оборонной промышленности и четырех холдингов - гражданской. Это строительный, авиационный, биотехнологический и автомобилестроительные холдинги. Также рассматривается вопрос о создании еще ряда гражданских холдингов. Для всех уже подобраны руководители. Как правило, на эти должности мы берем людей, которые работали раньше на входящих в них предприятиях", - рассказал он.
При этом компания готова брать и другие активы профильных предприятий, которые после дефолтов по кредитам оказываются заложенными в госбанках. "Все подряд брать не собираемся. Например, более 40% акций "Норникеля" заложено по кредитам ВТБ и ВЭБа. Скажу откровенно, этот актив нам интересен", - привел пример Чемезов. С рядом предложений к "Ростехнологиям" обращались Виктор Вексельберг и Олег Дерипаска. "Действительно, нам интересны некоторые из его (Дерипаски) активов. К примеру, автозавод "Урал". Вместе с "Камазом" они могли бы успешно развиваться. Двигательный бизнес "Базэла" тоже интересен. Но серьезных переговоров на этот счет нет, просто когда-то встретились и обсудили".
Когда завершится формирование создаваемой "Ростехнологиями" и правительством Москвы авиакомпании "Росавиа", Чемезов не смог сказать, напомнив лишь, что в нее войдут активы "Дальавиа", "Владивостокавиа", "Оренбургавиа", а также "то, что осталось от "Красэйр", плюс "Самара". У авиакомпании будет три "дочки": одна в Питере (будет создана на базе ГТК "Россия"), одна в Москве и одна в Хабаровске". Самолеты "Росавиа" будет закупать у и Boeing, и у Airbus - в кредит. В планах и приобретение отечественных самолетов - Ан-148 и Superjet.
Объясняя, зачем "Росавиа" позиционируется как будущий конкурент "Аэрофлоту", а не просто как новая сильная компания, Чемезов отметил: "Все же хорошее рождается в конкуренции. Нас обвиняли в монополизме, а теперь в том, что мы создаем конкурента "Аэрофлоту". Будьте последовательны, господа".
С критикой министра финансов Алексея Кудрина в адрес госкорпораций за то, что в них большие зарплаты, Чемезов не согласился: "У нас зарплаты рыночные. Поверьте, они намного ниже, чем у топ-менеджеров банковских и топливных структур. Кстати, их нам утверждает наблюдательный совет, членами которого являются в том числе и министры российского правительства. При этом не стоит забывать, что я отвечаю за деятельность около 500 предприятий. Деньги я зарабатываю честно, и, поверьте, мне не стыдно смотреть людям в глаза".
То, что к "Ростехнологиям" переходят активы такого числа компаний глава госкорпорации не находит правильным объяснять своей персональной репутацией, укрепленной фактом давней дружбы с премьером РФ (познакомились в середине 1980-х в ГДР): "Дружба с Владимиром Владимировичем тут ни при чем. Основная проблема или преимущество в том, что такой корпорации, как наша, в России больше нет. Посудите сами. Какая еще из российских коммерческих структур в течение года могла бы подписать многомиллиардные соглашения с такими транснациональными гигантами, как Boeing, Airbus, Daimler, Renault, Finmeccanica, Pirelli и т. д., да еще в период мирового экономического кризиса? А ведь наша сфера деятельности - не сырье, а high-tech, и мы сотрудничаем на равных с мировыми лидерами, а кое-где их обгоняем".
Жена Чемезова – разработчик автоматической коробки передач на Lada
Супруга гендиректора "Ростехнологий" Сергея Чемезова Екатерина тоже занимается технологиями. Именно она - основной владелец ООО "Кате", разработавшего автоматическую коробку передач, которая может устанавливаться на Lada, пишут "Ведомости".
Об ООО "Кате" широкая публика впервые услышала в 2005 г. - тогда на презентацию малоизвестной фирмы во время Московского автосалона пришло сразу несколько высокопоставленных лиц: гендиректор "Рособоронэкспорта" Сергей Чемезов (сейчас возглавляет "Ростехнологии"), Борис Алешин (на тот момент руководитель Роспрома), топ-менеджеры ВТБ. Компания была создана в 2004 году группой выпускников МГТУ им. Баумана, и ее основное достижение - разработка автоматических шести- и семиступенчатых коробок передач.
Оказалось, что свою лепту в эту разработку внесла и супруга Чемезова Екатерина. "Вместе с друзьями она организовала этот бизнес (ООО "Кате"), на котором раньше работал Максим Нагайцев, нынешний вице-президент "АвтоВАЗа", - рассказал газете Чемезов. - Компания планировала наладить производство этих коробок в Калининграде. Стены у завода уже есть, надеемся, что он начнет работать в следующем году. Сейчас, насколько мне известно, они ведут поиск партнеров. Предположительно им станет немецкая ZF".