Рекордно высокий задел первой половины года по числу заявлений граждан на перевод накоплений между пенсионными фондами практически исчерпан, пишет газета "Коммерсант".
С января по октябрь в Пенсионный фонд России (ПФР) поступило 4,93 млн заявлений граждан на перевод. При этом по итогам 10 месяцев общее число заявлений, поданных в 2017 году, сократилось по сравнению с прошлым годом более чем на 800 тысяч. Основной трафик пришелся на "молчунов" - бывших клиентов ПФР, переходящих в НПФ (2,8 млн заявлений). Еще 2,05 млн клиентов НПФ рассчитывают сменить один фонд на другой, 66 тыс. человек планируют перейти из НПФ в ПФР.
Напомним, действовавший с 2015 года до лета этого года порядок перевода накоплений граждан из ПФР в один из НПФ или между фондами предполагал прием заявлений по нескольким каналам: личный визит в ПФР или МФЦ, оформление документов в новом НПФ с использованием посредников - удостоверяющих центров (УЦ) - и сайт госуслуг.
Фонды и УЦ агитировали за досрочный переход и люди теряли часть накопленного инвестиционного дохода, например если период формирования пенсионных накоплений у прежнего страховщика длился менее пяти лет. Кроме того, недобросовестные агенты нередко подделывали заявления, чтобы переводить накопления без ведома застрахованного.
Счетная палата в июне сообщила о выявлении случаев фальсификации заявлений застрахованных лиц о смене НПФ и реализации схем, препятствующих смене страховщика. После публикации результатов проверки СП прием заявлений через УЦ был немедленно - чуть ли не в течение одного дня - приостановлен, а затем полностью прекращен.
Теперь в отсутствие основного дистанционного канала - удостоверяющих центров россияне, как выяснилось, не слишком активно осваивают подачу заявлений. Блокировка, осуществленная после проверки Счетной палаты, сбила темп переходной кампании 2017 года - по итогам августа было подано всего 10 тыс. заявлений.
В сентябре клиенты подали 160 тыс. заявлений без использования удостоверяющих центров, месяцем позднее было подано на 100 тыс. больше. В прошлом году именно август и осенние месяцы дали самый существенный прирост. Сейчас клиенты все чаще прибегают к личному визиту в ПФР или направляют нотариально заверенные документы по почте.
"В привлечении клиентов фонды и их контрагенты по привлечению вернулись к хорошо знакомым, но более затратным решениям", - рассказал изданию гендиректор консалтинговой компании "Пенсионный партнер" Сергей Околеснов.
По его прогнозам, с учетом сокращения объема продаж и отсутствия альтернативы дистанционному каналу общий объем заявлений по итогам кампании 2017 года составит около 6 млн штук (против 12 млн заявлений в 2016 году).