"Фактор Греции" спутал планы российских IPO - начавшие сделку компании спешно снижают ценовые диапазоны и уменьшают объемы размещений. Но спрос на акции сбили и сами собственники этих компаний, не оставляющие инвесторам возможности заработать, пишут в пятницу "Ведомости".
Российские компании, запланировавшие на весну размещение своих акций, стали жертвами внешних обстоятельств. Последние две недели финансовые рынки штормит - многие сделки осложнились из-за транспортного коллапса в Европе, потом начались серьезные проблемы у глобального банка Goldman Sachs, а теперь инвесторы паникуют из-за возможного дефолта Греции. С локальных максимумов 15 апреля индекс РТС упал на 7,2% к вечеру последней среды (накануне он вырос на 1,64%). За это же время индекс MSCI World снизился почти на 3%.
В такой ситуации провели IPO и SPO компании Eurasia Drilling, "Русское море", "Черкизово", "Протек". На этой неделе должны завершить размещения еще три - "Уралхим", Кузбасская топливная компания (КТК) и ЛСР, а на начало мая запланирован прайсинг привилегированных акций "Мечела" и "Русагро".
Почти все из состоявшихся сделок не оправдали первоначальные ожидания эмитентов. Компания "Русское море" продала акции по нижней границе диапазона - 6-8 долларов за штуку - и привлекла 90 млн долларов из запланированных 130 млн долларов. Контролирующий акционер "Черкизово" продал порядка 4,8% капитала по 20,25 доллара вместо запланированных к размещению 7% по 20,25-22,57.
"Инвесторы предпочитают пересиживать волну волатильности, которая поднимается в связи с Грецией", - говорит управляющий партнер фонда Marshall Spectrum Михаил Карт. Нервозность на глобальных рынках повлияла не только на российские сделки, отмечает соруководитель инвестиционного и корпоративного банкинга Citi в России Святослав Славинский. "Греция влияет в основном на европейских инвесторов, они предпочитают ждать последнего дня подписки", - рассказывает источник, близкий к акционерам российского эмитента, проводящего сейчас road show.
Инвесторы, конечно, боятся "фактора Греции", но эти опасения влияют ровно настолько, насколько упал рынок - люди опустили свои "биды" на 6%, говорит управляющий фондом Starwood Capital Management Вячеслав Гундарь, который участвовал в нескольких последних IPO. Проблема этих размещений скорее в том, что российские компании себя оценивают по очень высоким мультипликаторам, а инвесторы хотят иметь акции, которые после покупки будут дорожать, отмечает он.