Информация о том, что первый зампред Банка России Геннадий Меликьян, пять лет курировавший надзор в банковском секторе, уходит со своего поста, появилась почти месяц назад. А сейчас Меликьян подтвердил это и рассказал, что его решение об уходе с должности полностью добровольно и никак не связано с крупными скандалами в банковском секторе.
Банковский надзор подвергся резкой критике после скандальных историй с "Межпромбанком" экс-сенатора Сергея Пугачева, банков группы Матвея Урина и после выявленных проблем в пятом по размеру активов российском банке - "Банке Москвы".
О возможной отставке Меликьяна заговорили после того, как пришлось экстренно спасать "Банк Москвы", один из крупнейших в стране. Вскоре после того как ВТБ купил у города 46,48% "Банка Москвы", треть его кредитного портфеля перестала обслуживаться. Выяснилось, что большая часть этих денег была выдана компаниям, связанным с бывшим руководителем и акционером банка Андреем Бородиным.
Впрочем, это был не единственный прокол ЦБ в надзоре за банками за последний год. "Беспределы, которые мы видели в "Межпромбанке", "Банке Москвы", "Славянском", ВЕФК, отчасти из-за того, что функция надзора не исполняется в полной мере, в которой должна", - возмущался на съезде Ассоциации российских банков президент ВТБ Андрей Костин.
"Это решение я принял сам. Причем я хотел уйти еще в декабре прошлого года, но Сергей Михайлович (глава ЦБ Сергей Игнатьев) очень просил меня остаться", - заявил Меликьян в интервью газете "Коммерсант".
Решение об увольнении, по собственному заявлению Геннадия Меликьяна, было принято им давно. Причины отставки, обнародованные ранее участниками рынка, - попытка определить ответственных за крах целого ряда банков в последний год, - Меликьян назвал надуманными.
Газета напоминает, что эксперты, оценивая информацию об уходе Геннадия Меликьяна, предполагали, что это следствие решения о санации "Банка Москвы" (на которую государство потратит рекордные 295 млрд рублей), запоздалого решения об отзыве лицензии у "АМТ-банка" (выплаты которому 12,4 млрд рублей стали рекордными в истории "Агентства по страхованию вкладов"), криминальных банкротств целой группы банков Матвея Урина (которые в течение достаточно длительного времени маскировали вывод активов фиктивными ценными бумагами), а также краха "Межпромбанка" (остался должен кредиторам более 80 млрд рублей, из них более 30 млрд - самому ЦБ по беззалоговым кредитам). "Ни одна из причин не является истинной", - заверил издание Меликьян.
Теперь, когда вопрос об уходе "главного надзирателя" Банка России решен окончательно, больше всего рынок волнует, кто станет преемником Геннадия Меликьяна. От этого зависит качество банковского надзора в ЦБ, которое в последнее время подвергается серьезной критике.
Источник, близкий к Минфину, утверждает, что вопрос преемника, скорее всего, должен решиться окончательно в течение недели. "Это очень вероятно, но необязательно", - указывают несколько источников "Ъ" в Банке России. По их словам, основные претенденты - директор департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России Михаил Сухов и директор департамента банковского регулирования и надзора ЦБ Алексей Симановский. Оба кандидата - члены совета директоров ЦБ.
При этом сразу несколько источников "Коммерсанта" в разных ведомствах указывают, что наиболее вероятно назначение Михаила Сухова. "Конечно, окончательный выбор еще не сделан, но уже сейчас понятно, что он самый вероятный кандидат", - продолжает собеседник "Ъ", близкий к Минфину.
Такая же информация и у высокопоставленного источника из другого ведомства, не занимающегося регулированием финансовых рынков, но контактирующего с ЦБ по другим вопросам.