Подорожания ОСАГО можно избежать, сменив страховую компанию
Архив NEWSru.ru
Подорожания ОСАГО можно избежать, сменив страховую компанию
 
 
 
Подорожания ОСАГО можно избежать, сменив страховую компанию
Архив NEWSru.ru

Завтра, 1 июля, исполняется год закону об обязательном страховании автогражданской ответственности в России. Страховщики отметят юбилей введением повышающих коэффициентов при продаже полисов тем, кто плохо ездил в течение года, и 5%-ными скидками за безаварийную езду.

Однако, как сообщают "Ведомости", неразберихи в ОСАГО достаточно и спустя год действия закона, так что даже самые отъявленные нарушители могут избежать удорожания полисов, сменив страховую компанию.

Пока система скидок и штрафов - "бонус-малус", как ее называют страховщики - существует лишь на бумаге. Чтобы учесть количество аварий, совершенных по вине владельца полиса ОСАГО, утвержденные правительством тарифы предусматривают сложную систему повышающих и понижающих коэффициентов стоимости полиса. Все застрахованные начинают на равных: в первый год коэффициент равен 1. При безаварийной езде в течение года следующий полис будет стоить на 5% меньше. Зато одна выплата по вине застрахованного делает полис на следующий год на 55% дороже, а две выплаты - в 2,45 раза.

Суммы получаются солидные: например, потери владельца зарегистрированной в Москве иномарки мощностью 95-120 л. с. от одной аварии составят за два последующих года 7200 рублей с учетом потерянных скидок, которые он мог бы получить за безаварийную езду. Таких автолюбителей окажется 2-3 млн: по данным Российского союза автостраховщиков, за первые 10 месяцев продано 22,2 млн полисов, а доля "аварийных" клиентов, по оценкам экспертов, превышает 10%.

Руководитель департамента страхования транспортных средств Страхового дома ВСК Владимир Антипов, впрочем, утверждает, что пока избежать коэффициента несложно. Самый простой способ - сменить страховщика. За год действия закона страховщики так и не озаботились созданием единой базы данных по договорам ОСАГО, поэтому проверить, был ли клиент ранее застрахован и происходили ли по его вине ДТП, невозможно.

Страховщики считают, что большая часть "аварийных" автовладельцев так и поступят. Правда, утвержденные правительством правила ОСАГО обязывают автолюбителя за два месяца до окончания срока действия договора известить страховщика о том, что он не намерен продлевать полис и получить в компании особую справку с указанием количества страховых случаев с его участием. Эту справку он должен предъявить в новой компании.

Но страховщикам это не поможет: клиент может сказать, что первый раз страхует автогражданку. Не продать полис таким "неблагонадежным" клиентам страховщики не могут - закон запрещает им отказывать в заключении договора ОСАГО.

Страховщикам остается только пугать клиентов. Если обман вскроется, стоимость полиса для нарушителя возрастет еще на 50%, уверяют они. Но, чтобы применить этот коэффициент, необходима все та же база данных, которой нет.

Впрочем, избежать повышающих коэффициентов можно и без нарушений закона. Руководитель Федеральной службы страхового надзора Илья Ломакин-Румянцев недавно назвал ОСАГО "гибридом" страхования автолюбителя и машины. Как только человек приобретает новый автомобиль, эта связка распадается, его страховая история обновляется, а коэффициент опять становится равным 1. Можно просто перерегистрировать автомобиль на другого члена семьи.